Папки-передвижки

Особенности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения

Мария Бутакова
Особенности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения

Педагогический процесс – это специальное организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, системность и процессуальность (деятельностный характер).

Публикация «Особенности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. Педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Проблема дошкольного образования оказалась в поле зрения исследователей лишь в самое последнее время. Выполнен ряд исследований (Н. В. Войниленко, И. Б. Едакова, Л. Л. Иванова, Е. С. Комарова, Е. Ф. Купецкова, С. Г. Молчанов,Т. И. Оверчук,И. А. Рыбалова и др., в которых выделены факторы и условия достижения качества дошкольного образования.

Однако специальных исследований по выявлению организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления качеством дошкольного образования до настоящего времени не проводилось. В связи с этим, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется потребностью создания теоретических основ влияния организационно-педагогических условий на управление качеством образования в дошкольных организациях.

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Непосредственная образовательная деятельность - это совместная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.

Основные формы образовательной деятельности : игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач.

Главная особенность организации образовательной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении - это уход от занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Для решения определенных задач развития и обучения в различных видах детской деятельности необходимо выделить форму совместной деятельности - это образовательная ситуация.

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.

Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т. д., так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Образовательные ситуации могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.

Таким образом, основные тезисы организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенном ближнем воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства)

Цели образовательной деятельности в режиме дня: охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья; формирование у детей основ безопасности собственной жизни деятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Освоение первоначальных представлений социальных отношений. Формирование у детей положительного отношения к труду.

Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранение природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.

Характер связей между участниками педагогического процесса

Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, то есть субъект-субъектные отношения педагога и детей.

При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую палитру ролевых взаимоотношений и сотрудничества.

Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта – совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характеры следующие признаки:

целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса.

структурность. Структура педагогического процесса включает следующие основные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный;

открытость. Педагогический процесс детского сада – открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека;

множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

В ходе организации педагогического процесса педагог решает разные по содержанию, уровню сложности, масштабности результатов задачи. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 4 октября 2020 в 10:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД