Ксения Снитко
Особенности обучения одаренных детей. Учитель для одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Многие думают, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.
Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.
Публикация «Особенности обучения одаренных детей, Учитель для одаренных детей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет принято к сведению, оно не минует детского сознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.
Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.
Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несёт в себе развивающее обучение.
Но беда нашей школьной системы в том, что:
а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди;
б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью.
Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок нуждается в особом подходе.
Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережая своих сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание и в то же время постоянно жаждет новой умственной пищи. Через некоторое время учителю, другим ученикам и ему самому становится скучно. Такой ученик постепенно становится обузой для всех в классе. Часто в младших классах самого развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель уверен, что он и так знает. Если он еще настойчиво попытается что-то сказать или спросить, то может нарваться на упреки, что он выскочка. Видя, что его деятельность не нужна учителю, он переключается на что-то постороннее – что влечет за собой недовольство учителя : почему ученик отвлекается и не интересуется занятиями? Таким образом, ребенок постепенно становится ненужным в школе, и она становится ненужной ему. Он предпочитает болеть, чем посещать занятия. В результате уже в первые школьные годы, а тем более в подростковом возрасте, многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. Причина этого конфликта в том, что наиболее способным ученикам нужна нагрузка, соответствующая их умственным силам; и средняя школа не может предложить им ничего, кроме той же средней программы. Тем не менее значительная часть детей с ранним развитием способностей так или иначе приспосабливается к общим требованиям. Они вынуждены стать менее самостоятельными, притормозить свою любознательность и творческие порывы.
Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят необъективно - не за знания, а и за поведение, за почерк.
У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть как все: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания. Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники - по преимуществу к подвижным и более веселым играм.
Часто проявляется одна из показательных черт характера ребенка с ранним подъемом интеллекта – стойкое нежелание заниматься тем, что ему не интересно. Такие дети обычно стремятся учиться самостоятельно. Их отношения с родителями также могут осложняться повышенными требованиями к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования некоторых их высказываний. Некоторые из этих детей, обладающих особенно ярким воображением, оказываются выдумщиками, мечтателями, готовыми убедить каждого в том, чего не было, а возникло в их снах. Сильные и слабые стороны такого ребенка взаимосвязаны и переходят друг в друга. Таким образом, легкость, с которой дается обучение, привычка учиться на лету могут привести к нежеланию и неспособности усердно учиться; или, например, проявление ребенком психической самостоятельности и отношения к познанию может перейти в своеволие, противопоставление себя другим. Независимо от системы образования, огромную роль в развитии детей, особенно в младших классах, играет сам учитель. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и, на втором, не менее важном месте, учителя. Стиль преподавания также важен. Считается, что существует два типа учителей : развивающие и обучающие. Развивающийся педагог в своей работе делает акцент, прежде всего, на развитии психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и т. д., на творческой работе. Преподаватели-преподаватели больше внимания уделяют демонстративной стороне обучения, высоким результатам учебной деятельности (техника чтения, контрольные разделы).
Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Следовательно, как уже говорилось выше, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству (перфекционизм, склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения не подготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.
Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:
- неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;
- не подготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);
- иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;
- такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали зарубежные исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.
Три типа учителей
1. учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к предмету;
2. учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
3. учитель, выводящий на высоко профессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Из каких учебных курсов состоит обычно программа подготовки учителя для одаренных? Их тематика примерно следующая:
- психология одаренных детей (природа, особенности, потребности);
- выявление высокоинтеллектуальных учащихся;
- консультирование их; составление учебных планов;
- стратегии обучения и обучающие материалы для одаренных;
- творчество и творческие способности; разработка и оценка учебных программ;
- работа с родителями;
- специальные проблемы выдающихся но интеллекту детей;
- когнитивное и аффективное развитие одаренных.
Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т. д.). I Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.
Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими и не прошедшими специальную подготовку учителями? Да, совершенно однозначно одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.
Подготовка учителей в нашей стране
Действующие сейчас учебные программы и учебники по возрастной и педагогической психологии не содержат сведений ни об особенностях одаренных детей, ни о методах их выявления, ни о стратегиях и моделях их обучения (Л. В. Попова, 1989 г.). А ведь такого рода знания необходимы всем учителям : трудно себе представить, чтобы кто-то из детей миновал школу, но далеко не всегда учитель замечает ребенка с высоким интеллектом. Такой ребенок может оказаться в любом классе, в любой школе, у любого учителя, и необходимо, чтобы его заметили, не упустили. Однако гораздо чаще эти дети остаются без достаточного внимания и не получают поддержки. Одна из причин — учителя не имеют ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях.