МААМ-картинки

Особенности применения в работе дефектолога и логопеда технологии «Мозжечковой стимуляции» с применением тренажеров баланса

Жигулина Валентина
Особенности применения в работе дефектолога и логопеда технологии «Мозжечковой стимуляции» с применением тренажеров баланса

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА И ЛОГОПЕДА ТЕХНОЛОГИИ «МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ» С ПРИМЕНЕИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ БАЛАНСА

Нейропсихологический подход играет важнейшую роль в коррекции тяжелых нарушений в развитии ребенка, именно с этим связано применение нейропсихологии в работе дефектолога и логопеда.

Публикация «Особенности применения в работе дефектолога и логопеда технологии „Мозжечковой стимуляции“ с применением тренажеров баланса» размещена в разделах

В составе общей нейропсихологии, которая начала свое развитие в 40-е годы ХХ столетия уже примерно 80 лет развивается направление детской нейропсихологии. С современными детьми классические подходы без учета нейропсихологических процессов в головном мозге ребенка не состоятельны, поэтому каждому коррекционному педагогу необходимо хотя бы в элементарном плане понимать структуру дефекта с позиции нейропсихологии.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским. Однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологических знаний принадлежит А. Р. Лурия.

В 60-х годах проблема роли и значения нейропсихологии в обучении детей в школе была поставлена А. Р. Лурией и Л. С. Цветковой и отражена в их совместной работе «Нейропсихология и ее роль в общей дидактике». В ней они ставили вопросы, которые в настоящее время получают дальнейшее развитие. Какую роль может играть нейропсихология, в т. ч. нейропсихология детского возраста в обучении детей с нормальным, а также и с аномальным развитием? Решение каких задач она может взять на себя? В чем она может оказать помощь учителю и ученику?

Нейропсихология и ее методы позволяют обнаружить причину трудностей овладения учениками школьных знаний – письма, чтения, счета, пространственного восприятия и др. Она помогает поставить диагноз неуспеваемости школьников (воспитанников) и задачи коррекции этих трудностей.

Учитывая, что психика ребенка является функцией мозга и формируется в соответствии с его развитием, становится возможным решение задач развития ребенка в нейропсихологическом подходе. В растущем детском мозге не все структуры созревают одновременно и у каждого ребенка свои темпы развития их, одни созревают раньше, другие позднее. В последнее время у многих детей обнаруживаются задержки созревания тех или иных областей мозга. Причин этого огромное количество и только после квалифицированного нейропсихологического анализа состояния высших психических функций, возможно, выявить причины возникающих трудностей, которые помогают выстроить правильную коррекционную работу. Понятие «высшие психические функции» (ВПФ) – центральное для нейропсихологии. Оно было введено в общую психологию и нейропсихологию Л. С. Выготским, а затем подробно разработано А. Р. Лурия и другими авторами.

К ВПФ относят мышление, речь, восприятие, память, внимание, волю, эмоции, внутренние чувства, т. е. все когнитивные функции и процессы.

ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

А. Р. Лурия выделил 3 основные характеристики ВПФ:

1. Они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов;

2. Они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы);

3. Они произвольны по способу осуществления.

А. Р. Лурия считал, что высшие психические функции, как сложные функциональные системы, опираются на сложные системы совместно работающих зон, располагающихся в различных, иногда далеко стоящих друг от друга участках мозга, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов. Разработал общую структурно – функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно – функциональных блока:

I — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;

II — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей извне) информации;

III — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

В последнее время все чаще одной из широко обсуждаемых проблем практической детской нейропсихологии является роль «мозжечковой стимуляции» в психическом развитии детей.

Мозжечок в структуре функциональных блоков относят к I блоку мозга. Его еще называю малый мозг, так как он связан нейронными путями со всеми отделами коры головного мозга. Обеспечивает равновесие и мышечный тонус, контролирует навыки мелкой моторики, особенно повторяющиеся движения, например, координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует движение, получив информацию о том, что оно планируется. Мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, контролирует мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т. д.

Работа мозжечка влияет так же на психические процессы, такие как способность формирования собственной схемы тела, регуляция внимания, поведения, эмоций. Регулирует скорость, согласованность и последовательность протекания ВПФ.

Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать с него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом, это происходит, потому что часть процессов в головном мозге не налажена.

«Мозжечковая стимуляция» как зарядка для мозга, помогает «настроить» процессы в головном мозге и заложить правильный фундамент для коррекционной работы, поэтому дефектолог и логопед на занятиях могут использовать ее в своей работе. Технология «мозжечковой стимуляции» – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка. Цель «мозжечковой стимуляции» – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие. Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются, укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.

В работе по «мозжечковой стимуляции» возможно использование различного оборудования, такого как: доска Бильгоу («Learning Breaktrough Ki» (Баламетрикс, Сибирский борд, тренажер BOSU, различные батуты, гамаки, фитболы, качели и др.

Коррекционная работа осуществляется с практическими рекомендациями Э. Джейн Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция», так как частью сенсорной интеграции выступает работа с вестибулярной системой. Большой обзор работы на Сибирским борде опирается на современный источник информации, такой как Instagram. Упражнения на Сибирском борде имеют очень большую мотивационную составляющую, дети с огромным удовольствием балансируют на нем, выполняют различные упражнения на переключение, как в двигательном плане, так и в речевом. Использование тренажера BOSU описано в работах С. В. Коноваленко и М. И. Кременецкая. Балансировать на BOSU сложнее, чем на Сибирском борде, поэтому не каждый ребенок может выполнять задания на нем правильно. Вся работа строиться в отработке упражнений способствующих укреплению опорно – двигательного аппарата с обязательным подключением речевого и дыхательного материала. Фитбол лучше использовать с детьми дошкольного возраста по методическим пособиям различных авторов (А. В. Семенович, В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова и др.). Так еще с раннего возраста необходимо осуществлять покачивающие движения на фитболе вперед – назад, вправо – влево, вверх – вниз, при этом необходимо следить за поворотами головы то в одну, то в другую стороны, что является важным, выполняя указанные упражнения. В дошкольном возрасте при работе по технологии «мозжечковой стимуляции» на фитболе желательно подключение речевого материала с применением музыкального сопровождения.

Доска Бильгоу («Learning Breaktrough Kit» (Баламетрикс) основное оборудование, используемое в работе дефектологов и логопедов в технологии «мозжечковой стимуляции» у детей старшего дошкольного и школьного возраста, в этом помогает Методическое пособие программы обучения на тренажёре Баламетрикс. Она содержит апробированные рекомендации по упражнениям: лазание и сползание с доски с разных сторон, повороты туловища, наклоны, движения руками («плавание», «вращение», движения головой, перекидывание мешочка из руки в руку, подкидывание вверх и ловля мешочка (1-2 руками, кидание взрослому и ловля мешочка (1-2 руками, перебрасывание 2 мешочками одновременно, кидание в мишени на полу и на стене мешочка, отбивание мячика, подвешенного к потолку (руками, плашкой, бросание и ловля мяча и другие упражнения.

Помимо самой балансировочной доски Бильгоу для работы логопеда и дефектолога необходимо к потолку привесить мяч маятник на веревке, длину которой возможно менять в зависимости от роста ребенка. Иметь комплект утяжеленных мешочков с природными наполнителями, кинезио мячи разного размера, палку для визуального контроля, стойку, для сбивания предметов с нее, напольную подставку щит с информацией прикрепленной сверху, в зависимости от решаемых задач. Данное оборудование позволит отработать практический материал в сочетании с динамическими упражнениями, что значительно ускорит коррекционный процесс.

Согласно концепции Л. С. Выготского развитие необходимо осуществлять в соответствии с учетом зоны ближайшего развития и только в совместной деятельности с взрослым. Указанное условие хорошо реализуется в технологии «мозжечковой стимуляции» на доске Бильгоу.

Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период и развитие сенсомоторных координаций имеет важное значение для реализации психической деятельности, технологию «мозжечковой стимуляции» необходимо начинать с самого раннего возраста, и работа с детьми в данном направлении должна быть системной. Стимулируя работу мозжечка мы активизируем работу всех зон коры головного мозга, отвечающих за высшие психические функции (память, речь, восприятие, мышление, внимание, воля, внутренние чувства и эмоции). Описанная технология маленький, но важный этап в коррекционной работе дефектологов и логопедов с учетом нейропсихологического подхода.

Список источников:

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/Айрес Э. Дж. [пер. с англ. Юлии Даре].-5-е изд. -М. : Теревинф, 2018.-272 с

2. Банди А., Лейн Ш., Мюррей Э. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. М. : Теревинф, 2010.

3. Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL : https://virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. Html

4. Кипхард Э. Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С. 111-133.

5. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 /Колганова В, Пивоварова Е., Колганов С, Фридрих И. -М. : АЙРИС – пресс, 2017.-416 с.

6. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 128 с.

7. Лейтес Н. С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М. : Наука, 1980. С. 114-124.

8. Лурия А. Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С. 13-19.

9. Методическое пособие. Программа обучения на тренажере Баламетрикс [Электронный ресурс]. 2016. Дата обновления: 11.07.2020. URL : https://www.bebalance-board.ru/(дата обращения: 11.07.2008).

10. Острая мозжечковая атаксия. URL : https: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.html

11. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. № 3.

Публикации по теме:

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование конструктора Лего в работе логопедаИспользование конструктора Лего в работе логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Фетисова Ксения Александровна, учитель-логопед. «Развиваем речь с помощью LEGO» «Развитие.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда»Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда» «Геоконт» - еще называют «дощечка с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Был придуман в середине xx века, а в России активно используется.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ»Советы учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающие игры на восприятие отдельных свойств предметов в работе с детьми с ОВЗ» Игры на восприятие вкуса. Задачи: дать ребёнку представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное. Показать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности применения в работе дефектолога и логопеда технологии «Мозжечковой стимуляции» с применением тренажеров баланса
Опубликовано: 3 января 2022 в 23:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД