Папки-передвижки

Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения

Хакимова
Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Все слабовидящие дошкольники относятся к детям с ОВЗ. Нарушение зрения в детстве вне зависимости от его степени выступает фактором, негативно влияющим на развитие ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим основные особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения.

Публикация «Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

Как отмечают М. М. Семаго и Н. Я. Семаго, внешний вид и поведение ребенка определяются степенью зрительных дефицитов. Незрячие дети чрезвычайно осторожны в новой ситуации, походка неуверенная, предпочитают держаться близких, прислушиваются к голосам и интонациям чужих людей, привыкают к ним, прежде чем вступить в контакт. Ребенок нуждается со стороны близких в прямом сопровождении. Часто плохо управляет своей мимикой («не держит лицо», не использует общепринятые жесты. В тяжелых случаях поведение может носить аутоподобный характер – наблюдаются двигательные, реже речевые стереотипии, ребенок беспокоен, не идет на контакт, демонстрирует множество страхов и т. п.

Темп деятельности замедлен, ребенок осторожен. Работоспособность относительно сохранная, но часто дети быстро устают, в том числе и за счет большой эмоциональной нагрузки, жалуются на усталость, но бывает, что жалобы на усталость являются привычным способом «ухода» от трудных заданий и новых контактов.

Произвольный компонент деятельности сформирован достаточно, если отсутствуют признаки неврологического неблагополучия и сочетанных нарушений, при раннем начале абилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий.

Обучаемость ребенка с выраженными нарушениями зрения в целом не нарушена, но значительно специфична ввиду особенностей развития психических функций и познавательной деятельности.

Условия коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения

Основные условия коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию разработаны Л. С. Сековец и заслуживают особого внимания педагогов в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения :

1. Соблюдение ортопедического режима, в котором должны быть отражены его основные правила:

• сон на ровной, жесткой постели при нарушениях осанки и позвоночника;

• при плоскостопии и вальгусной установке стоп – ношение ботинок со шнуровкой и бинтование стоп;

• обучение детей правильной рабочей позе; правильно расположить руки, ноги, ровно держать туловище, голову;

• при ходьбе соблюдать осанку;

• стоять с опорой на обе ноги;

• правильно сидеть на стуле, за столом, контролировать себя (например, нельзя сидеть на коленях на полу, долго стоять с опорой на одну ногу) .

2. Уделять особое внимание офтальмологическому аспекту при развитии и коррекции неполноценного зрения детей в условиях учебно-воспитательного процесса. Офтальмологический аспект в процессе развития зрительного восприятия рассматривается как взаимосвязь между зрительной функцией и условиями функционирования органа зрения (Л. А. Григорян, Т. П. Кащенко, 1994; Л. П. Григорьева, 1983; А. И. Каплан, 1979; Л. И. Кириллова, 1987).

Как замечает Л. С. Сековец: «…основные качества офтальмологического аспекта, которые реализуются в процессе зрительного восприятия: световая чувствительность, диапазон яркости, цветоразличение, контраст. Снижение этих качеств у детей при различных нарушениях зрения (косоглазие и амблиопия, близорукость, нистагм, атрофия зрительных нервов и др.) вызывает зрительный дискомфорт и затрудняет способность воспринимать форму, цвет, размер, яркость предметов и действий» .

Поэтому снижение сенсорной информации, сенсорноперцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, в частности в двигательной и пространственной ориентировке.

Отсюда следует, что особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта.

3. Целенаправленное формирование у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений, потому что информация о движении объектов создается двумя способами : при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз, а недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы.

4. В организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях физической культурой и пространственной ориентировкой необходимо:

А. Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования, с которым выполняется действие).

Б. Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий – более осмысленный процесс, чем простое восприятие (смотрение). В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности. Систематичность восприятия в процессе наблюдения позволяет проследить действие в динамике, видеть его изменения, выделять главное и второстепенное.

В. Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии. Слишком большой объем информации о движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии.

Г. Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании.

Д. Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях.

Е. Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту.

Ж. Готовить место для занятий и для выбора оборудования. Оборудование должно быть хорошо освещено, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства при восприятии их детьми. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах, доступных для восприятия.

5. Учет всех офтальмо-гигиенических и педагогических требований с целью повышения функциональной активности зрения, зрительно-двигательной ориентации рекомендуется проводить в специальном зале:

А. Специальные метки на физкультурном оборудовании

• мячи, гимнастические палки, обручи имеют метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм (применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа);

• на канатах, веревках, скакалках имеются обозначения в виде полоски, бантика, с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений, выполняя действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, находят место для прыжков, определяют расстояние до объекта и т. д. (такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направление при движении и свое положение в пространстве, при этом делая зрительный анализ своих действий и товарища).

Б. Подводящие дорожки к снарядам и месту игр и движений. Дорожки выполнены из цветного полиэтиленового материала. На них нанесены различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп, что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, при этом сохранять правильную осанку и положение головы) .

В. Во всех помещениях для занятий устанавливаются зеркальные стенки размером 3000 1500 мм. Это дает ребенку возможность осуществлять зрительный анализ за движением, давать самооценку выполняемым действиям.

Г. Использовать специальное оборудование, состоящее из наборов мишеней для метаний, приспособлений для прыжков и др. для развития зрительного анализа движений, коррекции двигательных нарушений. Такой подбор материала дает возможность одновременно с коррекцией двигательных нарушений решать задачи по зрительному анализу выполняемых действий, зрительной оценке пространства.

Д. В индивидуальной работе с детьми применяются оптические приборы (линзы, лупы, диаскопы). Детям предлагаются задания типа: «Посмотри на предмет через лупу», «Расскажи, какое видишь действие», «Совмести объекты», «Получи целостное изображение предмета или движения» и т. д.

Е. Использовать подвижные игры и игровые задания. Это могут быть настольные игры спортивного содержания: «Кольцеброс», «Бадминтон», «Баскетбол», «Хоккей» и др., которые позволяют решать задачи прослеживания, локализации, видения всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей.

Ж. Занятия по физической культуре строится на основе игровых ситуаций, обеспечивающих организацию ориентировочной деятельности для развития зрительного восприятия детей, включающих действия с различными моделями и схемами. Например, в подвижной игре «Самолеты» даются задания:

«Выложи самолет по трафарету» или после «полета» – построить «пирамиду», «найти свое место» и др. .

З. Использовать путеводители и специальные опоры, стационарно установленные в зале. Это поможет детям качественно выполнить движения и развить умения прослеживать действия руки. Особенно это помогает детям с низкой остротой зрения.

И. Использовать различные тренажеры: «Здоровье», «Педаль», «Змиевчанин». В работе с тренажерами задачи носят комплексный характер: развитие физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости) и зрительного восприятия. Например, детям с расходящимся косоглазием даются задания:

«Взор на точку», «Взор перед собой». На тренажере «Змиевчанин» устанавливаются специальные мишени для сосредоточения, фиксирования взора в положении «вверх – вдаль». По характеру зрительной патологии при сходящемся содружественном косоглазии эти упражнения показали свою эффективность. Коррекционно-педагогическую значимость имеет тренажер для развития быстроты реагирования. С целью развития зрительного восприятия детям предлагается выполнить на нем следующие задания:

• быстро назвать цвет,

• назвать последовательность включения цвета,

• зафиксировать взором названный цвет в течение определенного времени, например 5–10 сек., по указанию воспитателя.

К. Использовать средства наглядной информации в виде плоскостных и объемных кукол с целью создания представлений у детей о движениях и зрительного образа движений.

Как отмечает Л. С. Сековец, использование кукол (объемных, плоскостных, разборных) вносит в занятия эмоциональный настрой, обогащает игровым содержанием. Но прежде всего способствует развитию зрительных представлений у детей о движении, способностей моделировать различные движения (общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, метание, прыжки и др.) по памяти, образцу-схеме, показу взрослого и одновременно сосредоточивая взор на движениях, выполняемых куклой, пытаясь моделировать движения самостоятельно и воспроизводить их движения самому.

Л. Широко применять методы обводки (обводка фигуры человека, выполняющего различные задания, разбор предметов по величине (игра «Кто быстрее разберет предметы по величине, форме, цвету»). Наборы материалов должны быть в черно-белом изображении, цветном, силуэтном, что также дает возможность оценивать различные действия при целенаправленном зрительно-сенсорном анализе.

М. Формирование различных способов восприятия движений должно протекать при опоре как на зрительные, так и на слуховые и кинестетические функции.

Особенности проведения физкультурных занятий

Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с нарушением зрения, поэтому выделим основные особенности их организации.

Занятие проводится по общепринятой структуре и состоит из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых имеет конкретные задачи по развитию различных двигательных навыков и умений.

I. Вводная часть ( ее продолжительность в младшей группе: 2–3 минуты, в средней: 3–4 минуты, в старшей: 4–5 минут, в подготовительной: 5–6 минут). Цель: подготовка организма ребенка к предстоящей физической нагрузке. Планируются: ходьба и бег, построения и перестроения, специальные упражнения, укрепляющие мышцы ног и стопы, а также упражнения, формирующие правильную осанку, развивающие ориентировку, игры на развитие внимания, слуха, осязания.

В этой части занятия используются все виды ходьбы и бега. В группах для детей с нарушением зрения важно придать этим упражнениям коррекционную направленность, способствующую развитию осязания, слуха, т. е. включению в деятельность сохранных анализаторов (ходьба с закрытыми глазами, ходьба спиной, упражнения на равновесие, на развитие внимания). Обязательным компонентом вводной части является бег, до 20 сек. в младших группах, в старших – 40 сек. Бег, используемый в этой части занятия, необходимо давать по-разному: иногда под музыку, без музыки, когда идет отработка техники бега, музыка не используется. Бег детьми выполняется в индивидуальном темпе, в связи с особенностями их физического развития и недостатками зрительной функции. Хороший эффект оказывает использование танцевальных шагов. В этой части занятия даются упражнения, легко дозируемые и не требующие длительной подготовки и выполнения.

II. Основная часть (в младших группах длительность от 10 до 15 минут, в старших – от 15 до 20). Цель: обучение детей новым упражнениям, повторение пройденного материала, отработка основных двигательных навыков путем лазания, преодоление препятствий, упражнений на равновесие, бег, прыжки, игры и т. д. Планируются: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (флажки, кубики, кегли, мячи, палки, ленты и др., которые проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота, а затем ног, упражнения на расслабление. То есть структура общеразвивающих упражнений та же, что и для нормально видящих дошкольников.

Плавила планирования общеразвивающих упражнений для детей с нарушениями зрения :

1. Включать в комплекс упражнений коррекционные задания (упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы с упражнениями для мышц глаз).

2. Количество упражнений увеличивается от 3 до 8 повторений.

3. Необходимо во всех возрастных группах включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку и др. Упражнения из этих исходных положений способствуют укреплению мышц живота, что положительно влияет на формирование осанки детей.

4. Планировать 3–4 основных движения.

5. Новый материал не должен превышать 25% от общего количества движений. Новое – всегда только одно. Если берется новый комплекс общеразвивающих упражнений, то основные движения должны быть известными. Новое упражнение или движение надо разучивать в начале той части занятий, где они запланированы.

Требования к подбору основных движений:

1. Включать в содержание основной части прыжки, метание, лазание.

2. Сложные задания, связанные с овладением нового материала, давать в начале основной части занятия, когда физическая работоспособность, зрительное восприятие ребенка находятся на высоком уровне.

3. В конце основной части дают движения на закрепление, т. е. их включают в подвижную игру.

4. Сочетание основных движений должно обеспечивать решение как основных задач физического воспитания, так и коррекционных.

5. Упражнения спокойного характера сочетаются с более интенсивными (подлезание с бегом и др.).

6. Нецелесообразно включать в задание движения, требующие поочередного выполнения (метание в цель, прыжки в высоту, длину). Дети устают ждать, когда придет их очередь, в результате внимание, заинтересованность снижаются.

7. После нового упражнения, потребовавшего от детей довольно большого внимания, не следует давать упражнения и игры, которыми дети овладели еще недостаточно.

8. В содержание основной части занятия входит подвижная игра: у малышей – в целях пополнения двигательного опыта и корректировка в большом пространстве; у старших – с целью закрепления двигательных навыков и совершенствования зрительных функций.

При организации подвижной игры на занятии учитываются принципы ее отбора :

1. В игре не должен повторяться тот вид движений, в котором только что упражнялись дети (например, после упражнений в лазании брать игру «Ловля обезьян», т. к. в основном движении и игре решается одна и та же задача. Однообразные движения воздействуют на одни и те же группы мышц, а это быстро утомляет организм ребенка.

2. Нельзя включать в занятия игры, требующие от детей действий очередности («Кот и мыши», «Горелки» и др.). В таких играх ребенок больше стоит, чем двигается, а это снижает моторную плотность занятия.

3. В занятие не включаются игры, незнакомые детям, чтобы не тратить времени на их разучивание, что также снижает плотность занятия.

4. Обязательно учитываются зрительные нарушения всех детей и в зависимости от этого планируются игры.

При проведении игр всегда особое значение имеют правила безопасности. Это значит, что инструктор учит детей строго выполнять правила, обеспечивающие безопасность, особенно на этапах разучивания (бег в одну сторону, исключение встречного бега, приучает детей к остановке по сигналу и т. д. Детям нужны знания о правилах игры, их содержании.

III. Заключительная часть занятия. Цель: урегулировать состояние организма ребенка, подготовить к последующим режимным моментам и переходу от интенсивной деятельности к спокойной. Проводятся покойные игры типа: «Найди предмет, найди и промолчи, узнай по голосу», а также хороводные игры с движениями и использование ритмических движений, танцевальных упражнений. Эти игры способствуют сохранению эмоционального подъема детей, более динамичному восстановлению пульса (пульс должен прийти к исходному в течение 3 минут). Игры, в которых дети стоят или сидят, включать не рекомендуется.

В заключительной части занятия рекомендуется проводить анализ. Воспитатель или руководитель физического воспитания обращает внимание детей на то, как они занимались, чему научились на занятии, но не на анализ поведения детей на занятии.

Анализ не должен занимать много времени, особенно в конце занятия. Целесообразнее закончить занятие на младших группах, похвалив всех, в старших можно просто сказать, что занятие закончено и дети уходят.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма)Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма) «Весёлый ёжик» Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, цветовое восприятие, память. Развивать ориентировку.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психофизического развития детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 11:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД