МААМ-картинки

Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка

Котова Ирина Сергеевна
Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка

Сегодня дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и особенно дети с отклонениями в развитии, а также их семьи остро нуждаются в социальной и моральной поддержке всего общества, в защите и помощи со стороны государства и различных служб: социальной, медицинской, педагогической, психологической.

В доме ребенка проводится комплексная медико-психолого- педагогическая реабилитация воспитанников с целью адаптации ребенка в жизни к семье. Организована индивидуальная работа специалистов ОКУЗ СДР с семьями, желающими принять ребенка в семью, а также по возврату воспитанников в их кровную семью.

Публикация «Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка» размещена в разделах

В Доме ребенка создана «Домашняя комната» для организации встреч детей с будущими родителями с целью созданий условий общения, приближенных к обстановке в семье и адаптации ребенка к жизни в семье.

Задачи: Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, где родители (лица их заменяющие) обеспечивают благоприятные условия для его воспитания и развития.

Организация знакомства кандидатов в усыновители, опекуны с ребенком с целью установления психологического контакта. Составление индивидуальной программы совместных мероприятий родителей и специалистов Дома ребенка по воспитанию и развитию для каждого выбранного воспитанника.

Подготовка воспитанников к жизни в семье, с целью более легкой адаптации детей к особенностям воспитания в семейных условиях.

В условиях ОКУЗ СДР для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перед коллективом встают особые задачи взаимодействия с биологическими, приемными семьями, семьями желающими взять на воспитание ребенка. В психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники Дома ребенка, но и их биологические, приемные родители, а также кандидаты в усыновители, опекуны.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно – развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников Дома ребенка очень не просто.

Одной из важнейших задач является вовлечение родителей и будущих родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности Дома ребенка и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие: врач – социальный педагог – учитель – дефектолог – логопед – психолог – воспитатель – родитель. При этом активная позиция в этой системе принадлежит каждому специалисту, который изучает и анализирует особенности воспитанников. Врач знакомит родителей, будущих родителей с состояние здоровья ребенка, проведенным реабилитационным лечением, разъясняет прогноз развития, составляет медикаментозное лечение. Социальный педагог – выступает защитником в соблюдении социально – правовых норм и интересов детей, воспитывающихся в Доме ребенка. Учитель – дефектолог, логопед, психолог не только создают условия для развития эмоционально – волевой и познавательной сферы каждого ребенка, но и обеспечивает условия для сохранения психического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно – образовательного процесса. Воспитатель знакомит родителей с особенностями развития, сформированными навыками, привычками, разъясняет формирование социально – бытовых умений детей.

Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников Дома ребенка, следует определить содержание работы по этому направлению социально – педагогической деятельности. При реализации задач социально – педагогического блока требуется тщательное планирование действий всех специалистов Дома ребенка и корректность при общении с семьей. Задачи социально – педагогической работы решают все педагоги и администрация Дома ребенка.

В Доме ребенка систематически, регулярно и последовательно, осуществляется реабилитационная деятельность как социальная, медицинская, так и психолого – педагогическая, опираясь на основополагающие принципы реабилитационной работы :

- принцип ступенчатости;

- принцип диалектического единства;

- принцип разносторонности (учитывается многоаспектность);

- принцип партнерства.

Представим в виде схемы основные направления взаимодействия с семьями и формы организации психолого – педагогической помощи.

Формы организации психолого – педагогической помощи семьям в условиях Дома ребенка :

1. Коллективные формы взаимодействия;

2. Индивидуальные формы работы с семьей;

3. Формы наглядно информационного обеспечения.

Коллективные формы взаимодействия

1. «День открытых дверей». Проводится администрацией ОКУЗ СДР (1 июня и 25 декабря) для родителей, кандидатов в усыновители и опекуны.

Задача: знакомство с учреждением, основными направлениями и условиями его работы.

2. Проведение детских праздников, развлечений.

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах, включение в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьей

1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, социального педагога, психолога.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- уточнение проблем у родителей в воспитании ребенка;

- выявление мнения родителей о работе Дома ребенка.

2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работе с родителями.

Задача: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3. «Служба Доверие». Работу службу обеспечивают администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей.

Задача: оперативное реагирование администрации Дома ребенка на различные ситуации и предложения.

4. «Родительский час». Проводятся учителями – дефектологами и логопедами групп, по мере обращения родителей, кандидатов в усыновители.

Задача: информирование родителей о ходе коррекционно – развивающей работы с ребенком, обучения родителей элементам коррекционно – развивающей работы с ребенком в домашних условиях.

5. «Прием врача». Проводят врачи педиатры, неврологи (по необходимости и другие специалисты, по мере обращения родителей, кандидатов в усыновители (опекуны).

Задача: информирование родителей о здоровье детей и контроль выполнения рекомендаций.

Формы наглядного информационного обеспечения.

1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местам. Задачи:

- информирование родителей, кандидатов в усыновители (опекуны) о организации и содержание работы в Доме ребенка;

- пропаганда психолого – педагогических знаний;

2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы Дома ребенка.

Задачи:

- ознакомление родителей, кандидатов в усыновители (опекуны) с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности детей.

Организация индивидуальной работы специалистов Дома ребенка с родителями, кандидатами в усыновителями, опекунами осуществляется в «Домашней комнате», в условиях комфортных, оптимально приближенных к семейным, способствующих раскрытию индивидуальных особенностей и возможностей самих кандидатов и детей. В «Домашней комнате» планируется и реализуется вся работа в соответствии с планом, составляется индивидуальная программа обучения и анализ её выполнения.

Индивидуальная программа обучения кандидатов в усыновители, опекуны:

1. Первый этап. Знакомство с ребенком. Предоставление данных о развитии, НПР, навыках и умениях, привычках.

2. Второй этап. Определение приоритетной задачи индивидуальной программы для общения ребенка и взрослого.

3. Третий этап. Проводится анализ умений и навыков (что малыш может делать, а что ещё не умеет). Обращается внимание взрослого на направление в обучении ребенка. Проводится консультации, беседы, тестирование. Подбирается материал, литература.

4. Четвертый этап. Уточняются приоритетные задачи, что нужно воспитывать в первую очередь, чему учить, а что необходимо закреплять во время игр, бодрствования.

5. Пятый этап. Определяются, какие задачи могут быть реализованы специалистами в учреждениях, а какие в повседневной жизни.

6. Шестой этап. Разделяется каждое умение ребенка на составляющие его действия. Соблюдается принцип «постепенности» и «доступности», от «простого к сложному», двигаться в обучении намечается маленькими шажками, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить.

7. Седьмой этап. После овладения одной из задач программы, вносятся изменения и дополнения.

Вся индивидуальная программа обучения родителей, кандидатов в усыновители, опекуны в условиях Дома ребенка строится по следующим разделам: здоровье, социальное развитие, физическое развитие и физическое воспитание, познавательное развитие и ознакомление с окружающим, обучение игре, воспитание культурно – гигиенических навыков.

За весь период работы Дома ребенка (с 1995 по 2011 гг.) были возвращены в биологическую семью – 248 детей из них - 38 категории «ребенок-инвалид», переданы под опеку – 292 детей из них - 27 категории «ребенок-инвалид», переданы на усыновление – 544 ребенка из них 87 категории «ребенок-инвалид».

Литература

1. Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. Москва. 1987г.

2. Ю. А. Разенкова. «Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка». Институт коррекционной педагогики РАО, Москва.

3. Е. А. Стребелева, М. В. Браткова. «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями». Институт коррекционной педагогики РАО, Москва.

4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. Под редакцией Е. А. Стребелевой. Москва, «Полиграф сервис» 1998г.

Публикации по теме:

Сценарий встречи с родителями «Чем занять ребенка дома?» Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями.

Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка» Тема: «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка» Дом ребенка – Это казенное учреждение здравоохранения для.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской.

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста «Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях» Особенности речевого развития детей раннего возраста[/b]Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих.

Семинар: «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания,.

Опыт работы «Организация работы с родителями в условиях ФГОС» Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Экскурсии с детьми раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ранний возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка
Опубликовано: 20 июля 2018 в 14:12
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД