Лучший педагог года

Особенности раннего аффективного развития при раннем детском аутизме

Жанна Федоренко
Особенности раннего аффективного развития при раннем детском аутизме

Синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5-3 годам. В этом возрасте психическое развитии аутичного ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (Лебединский В. В., 1985, нарушения носят всепроникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития.

Основные черты синдрома детского аутизма :

• Нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

Публикация «Особенности раннего аффективного развития при раннем детском аутизме» размещена в разделах

• Стереотипность в поведении, которое проявляется, как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования; непереносимость малейшихего изменений;

Наличие в поведении ребенка однообразных действий: моторных (раскачивание, прыжки, постукивания и т. д., речевых (произнесение одних и тех же звуков, слоа и фраз, стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках;

• Совершенно особые нарушения речевого развития (отсутствие речи, эхолалии -воспроизведение услышанных слов и фраз в неизмененном виде, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица, сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.

Всеми исследователями подчеркивается, что детский аутизм- это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано.

В чем же состоит качественное своеобразие эмоционального развития при раннем детском аутизме (РДА?

1. Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам.

2. Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими.

3. Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому.

4. Трудности произвольной организации ребенка.

Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам отмечается у ребенка с таким типом развития уже в раннем возрасте. Она может выражаться в непереносимости бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т. д.); в нелюбви к тактильному контакту, как брезгливость при кормлении, и даже, например, при попадании на кожу капель воды; в непереносимости одежды; в неприятии ярких игрушек и т. д. Следует отметить, что неприятные впечатления у такого ребенка не только легко возникают, но и надолго фиксируются в его памяти.

Особенность реакций на сенсорные впечатления проявляется у детей уже в первые месяцы жизни: при недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним наблюдается выраженная «захваченность», «очарованность» отдельными определенными впечатлениями (тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Часто отмечается очень длительный период увлечения каким-то одним впечатлением, которое через какое-то время сменяется другим, но столь же устойчивым (шуршание целлофановым пакетом, перелистывание страниц книги или журнала, игра с пальчиками, наблюдение за движением тени на стене и т. д.).

«Захваченность» ритмическими повторяющимися впечатлениями характерна для раннего возраста и в норме. В поведении ребенка до года доминируют «циркулирующие реакции», когда малыш повторяет многократно одни и те же действия ради воспроизведения определенного сенсорного эффекта,- стучит игрушкой, ложкой, прыгает, лепечет и т. д. Однако ребенок с благополучным аффективным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность.

Напротив- и это является принципиальным отличием,- при аутистическом типе развития ребенка близкому практически не удается подключиться к действиям, поглощающим ребенка.

Таким образом, если при нормальном эмоциональном развитии погружение ребенка в сенсорную стимуляцию и контакт с близким взрослым идут в одном направлении, причем доминирует второе, то в случае раннего нарушения этого развития сенсорные увлечения малыша начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими и, как следствие, от развития и усложнения связей с окружающим миром.

Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации, реакций младенца.

• Одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является приспособление к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывают проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу.

• Другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца- фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. При признаках аутистического развития избегание взгляда в глаза либо его непродолжительность отмечаются достаточно рано.

• В норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие антиципрующей (предвосхищающей) позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. У многих аутичных детей эта поза является невыраженной, что свидетельствует об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках.

• Признаком благополучности аффективного развития ребенка считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. Однако качество ее может быть очень своеобразным. Улыбка может возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы и т. д.). У детей с РДА в раннем возрасте не возникает и не развивается или развивается с большим опозданием «комплекс оживления».

• В норме к 5-6 месяцам ребенок хорошо различает разные выражения лица близких ему людей. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека.

• Одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, является происходящее на определенном возрастном этапе выделении младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери, переживание разлуки с ней.

Варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития :

• Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне.

• Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию.

• Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже- после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7-8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, чем общение с близкими.

Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому.

• Обращения ребенка не носят дифференцированного характера, трудно догадаться, чего именно он росит, что его не удовлетворяет. Так, малыш может однообразно «мычать», подхныкивать, кричать, не используя указательного жеста и даже не направляя взгляд к желаемому объекту;

• В других случаях у детей формируется направленный взгляд и жест, но без попыток называния предмета, желания, без обращения взгляда к взрослому. В норме так себя ведет любой очень маленький ребенок, но в дальнейшем на этой основе у него появляется указательный жест. Характерно, что этого не происходит у аутичного ребенка- и на более поздних стадиях развития направленный взгляд и жест не трансформируется в показывание пальцем.

Трудности произвольной организации ребенка.

Эти проблемы становятся заметными по достижении ребенком годовалого возраста, а к его 2-2,5 годам осознаются родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого проявляются уже гораздо раньше. Это может выражаться в следующем:

• Отсутствие, либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;

• Отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова;

• Невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда- очень длительная задержка в формировании;

• Слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего сенсорного поля. При РДА «захваченность» сенсорным потоком, исходящим из окружающего мира, наблюдается гораздо раньше, чем при нормальном развитии и вступает в конкуренцию с ориентацией на близкого человека.

Таким образом, все перечисленные выше особенности отношений аутичного ребенка с окружающим миром в целом и с близкими людьми особенно свидетельствуют о нарушении развития способов организации активных отношений с миром и превалировании в его развитии уже с раннего возраста выраженной тенденции- перевеса стереотипной аутостимуляционной активности (извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов или собственного тела) над реально адаптивной (направленной на активное и гибкое приспособление к окружающему).

Эта характерная тенденция может проявляться в разных формах, что к моменту складывания аутистического синдрома отражается в виде определенного его варианта. Четыре таких основных варианта, описанных О. С. Никольской (1985, различаются по глубине и качеству аутизма, уровню адаптации ребенка к окружающему миру и по преобладющему типу аутостимуляционной активности.

Публикации по теме:

Особенности развития эмоций в раннем и дошкольном возрасте Особенности развития эмоций в раннем и дошкольном возрастеРазвитие эмоций в раннем детствеЭмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны.

Особенности развития речи детей в группе раннего возраста Доклад к педагогическому совету Тема: «Особенности развития речи детей в группе раннего возраста» Одним из центральных направлений педагогической.

Игровая деятельность «Особенности развития игр» для детей раннего возраста Особенности развития игр Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных.

Консультация для родителей «Особенности познавательного развития детей раннего возраста» ическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный.

Особенности развития детей раннего возраста. От 2-до 3 лет ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Давно известно, что на втором-третьем году жизни развитие ребенка идет очень активно. Развивается.

Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии Анна Александровна Люблинская определяла речь, как могучее средство общения и взаимодействия людей. В толковом словаре можно прочесть,.

Особенности развития детей раннего возраста с рождения В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно.

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста (тест) Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится.

Возрастные особенности развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста Этапы исторического развития числа. 1 этап. Сравнение групп предметов по количеству с помощью установления взаимнооднозначного соответствия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности раннего аффективного развития при раннем детском аутизме
Опубликовано: 3 июля 2019 в 12:05
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД