Особенности развития двигательных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью

Ольга Виноградова
Особенности развития двигательных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью

Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой стороны - многообразным влиянием окружающей среды.

Движение ребенка - внешнее проявление его деятельности. Движение способствует не только развитию опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения и дыхания, но и мозга. Известно, что резкое ограничение движений с раннего детства, является результатом болезни, обуславливает недоразвитие не только двигательного аппарата, но и психической деятельности. Благодаря двигательным актам человек взаимодействует с внешней средой, знакомится с окружающим его миром. В этом смысле движение является важным средством познания. Психомоторика отражает различные стороны двигательной деятельности ребенка, формируя в конечном итоге личность.

Термин «психомоторика» был введен в психологию Сеченовым И. М., раскрывшим роль мышечного движения в познании окружающего мира. Сеченов И. М. впервые связал двигательные функции с высшими отделами центральной нервной системы, предпринял попытку целостного описания психики человека через характеристики поведения.

Поэтому под психомоторикой принято понимать не только целостную, возрастную картину двигательной структуры, отражающей врожденные телесные особенности, приобретенные привычки, навыки, но и совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий.

Сущность онтогенеза психомоторики ребенка заключается в том, что, с одной стороны, идет процесс кортикализации (подчинения регуляторным влияниям коры мозга) двигательных функций, с другой стороны, их развитие протекает неравномерно и представляет собой сложный процесс, связанный с поэтапным созреванием ЦНС при непосредственном влиянии окружающей среды. Установлено, что становление психомоторных функций здоровых детей и детей с интеллектуальной недостаточностью имеет много общего, но сложные двигательные навыки формируются у умственно отсталых детей гораздо медленнее, чем у нормальных.

Умственная отсталость (англ. mental retardation) — стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью центральной нервной системы. Наиболее распространенная форма умственной отсталости — олигофрения (от греч. oligos — немногий + phren — ум).

Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения центральной нервной системы (и в первую очередь головного мозга) в преднатальный, натальный или постнатальный период. При олигофрении ведущим симптомом является диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга. При олигофрении имеет место не только количественное (диффузное) поражение всей коры больших полушарий, но и качественное нарушение нейродинамических процессов в коре головного мозга. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражается более всего на моторно-двигательном развитии детей.

Проблемой изучения двигательных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Прежде всего, выявлено запаздывание в развитии двигательных функций. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Такие дети, как правило, начинают держать голову лишь в возрасте примерно шести месяцев, а сидеть – к году. Однако среди них немало таких, у кого функция удержания головы формируется после полугода, функция сидения – лишь на втором году жизни, а в нередких случаях и позже. Это задерживает сроки начала ходьбы. Примерно половина детей с интеллектуальной недостаточностью начинает ходить в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет, а у некоторых детей самостоятельная ходьба начинается после достижения ими 2-х, 3-х – летнего возраста. У детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте 3-5 лет часто встречаются нарушения осанки, искривление позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей, нарушение координации движений. У некоторых из них задерживается процесс окостенение скелета, наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора: тремор, гиперкинезы, синкинезии. Многие дошкольники с интеллектуальной недостаточностью проявляют или крайне низкую, или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. Наиболее сформированным у них является навык ходьбы, а наименее – прыжки, которые и в онтогенезе появляются позже. Большие трудности дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают в овладении произвольными движениями. При повторении предложенного взрослым образца действия они допускают неточности, не выдерживают заданной амплитуды, угла наклона, ритма и темпа движения. Процесс автоматизации требует длительного времени и большого количества упражнений. У детей с интеллектуальной недостаточностью имеет место также недоразвитие выразительных движений. Жестикуляция отличается скудностью, невыразительностью, а мимика – слабой дифференцированностью и бедностью.

Основными недостатками общей моторики детей с интеллектуальной недостаточностью являются: запаздывание в сроках овладения основными видами движений, отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность, замедленность темпа движений. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Уровень развития ручной моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью существенно ниже, чем у дошкольников с сохранным интеллектуальным развитием. Движения руки у нормально развивающегося ребенка уже к трем-четырем годам в значительной степени сформированы, хотя еще и недостаточно координированы. Действия, которые он совершает, как правило, неуверенны, скованны, неточны. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием орудий и инструмента предъявляет новые, повышенные требования к моторике ребенка. Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью происходит на аномальной основе, у них отмечаются отклонения в области зрительных восприятий и моторики. Зрительно-моторная координация у этих детей вырабатывается далеко не сразу и с большим трудом. Несмотря на то, что у детей с интеллектуальной недостаточностью, как правило, отсутствуют ярко выраженные расстройства двигательного анализатора или нарушения, стоящие на грани с апраксией, тем не менее, многие из них испытывают значительные затруднения в организации сложных двигательных актов. Дети не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием. При этом допускают много нерациональных движений. Мелкая мускулатура пальцев у этих детей плохо развита. Наименее сформированным у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является умение согласованно выполнять круговые движения. Характерным для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является так же низкая степень координированности движений обеих рук. Движения рук у этих детей бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки. Недоразвитие мелкой моторики в значительной степени затрудняет действия детей с интеллектуальной недостаточностью с бумагой. Наиболее сложным действием для этих детей является сминание бумаги. Они не всегда понимают смысл самого действия, поэтому нуждаются в демонстрации образца его выполнения. Дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью рвут бумагу различными способами: удерживая ее двумя- тремя пальцами, всеми пальцами, кулачком, прикладывая при этом большие усилия. В развитии движений пальцев у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживают ряд существенных дефектов. В частности, при разведении пальцев руки 3, 4 и 5-й из них не отрываются друг от друга. При постукивании 2-м и 3-м пальцами по столу дети часто стучат не только этими пальцами, как от них требуется, но и всеми остальными. Многие дети не в состоянии производить разведение и приведение пальцев одновременно на двух руках. На одной из рук движения пальцев несколько предшествуют движениям пальцев на другой руке. При выполнении заданий на разведение и приведение пальцев с закрытыми глазами, дети с интеллектуальной недостаточностью или вовсе не могут развести 3, 4 и 5-й пальцы либо разводят их очень мало. Однако если им предложить осуществить упражнения с открытыми глазами, то большинство из них с задачей справляется. Особенно трудны для детей упражнения на противопоставление пальцев. Большинство детей не могут противопоставлять пальцы одновременно на двух руках даже с открытыми глазами. Нарушения движений пальцев у детей с интеллектуальной недостаточностью не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, так как они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым самоконтроль при выполнении действия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что двигательная сфера дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд особенностей, проявляющихся у всех детей в разной степени. Мелкая моторика детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характеризуется скованностью движений и замедленным их темпом, неловкостью, отсутствием гибкости и плавности, угловатостью и т. д. Характерным для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является так же низкая степень координированности движений обеих рук. Причем ярко проявляется тенденция, состоящая в том, что чем выше степень выраженности проблем в интеллектуально развитии, тем ниже ступень развития двигательной сферы ребенка.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материалаДидактическое пособие для развития сенсомоторных навыков детей младшего возраста из природного и бросового материала Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста - фундамент речевого развития ребёнка. Необходимо уделять особое внимание развитию.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Особенности развития двигательных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 31 июля 2021 в 23:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. День индейца

Культуре коренных жителей Америки посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об индейцах и увлечь их этой темой.

24 сентября. День осеннего венка на МААМ

Осенняя пора радует нас разнообразием чудных красок на деревьях и под ногами – в самом разгаре листопад. Хочется хотя бы на время сохранить красоту листопада, запомнить эти яркие краски надолго, чтобы,...


Горячие темочки