Получи документы

Особенности развития познавательной сферы дошкольников с церебральным параличом

Мария
Особенности развития познавательной сферы дошкольников с церебральным параличом

Детский церебральный паралич является одним из наиболее часто встречающихся в современном мире заболеванием нервной системы. Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, основными в клинической картине которого являются двигательные нарушения, которые зачастую сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем, глубокой чувствительностью, судорожными припадками.

Публикация «Особенности развития познавательной сферы дошкольников с церебральным параличом» размещена в разделах

Механизм нарушений при ДЦП сложен и определяется как временем, так степенью и локализацией поражения мозга. Значительное количество работ отечественных специалистов, а именно Э. С. Калижнюк, Л. А. Даниловой, И. Ю.  Левченко, Е. М. Мастюковой, Е. И. Кириченко, посвящены проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом.

Познавательная сфера – совокупность познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь, познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности.

Для детей с детским церебральным параличом

присущ неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных познавательных процессов. Эта особенность связана с мозаичным характером мозгового поражения на ранних этапах его развития.

Повышенная инертность и замедленность всех психических процессов приводит к трудностям в переключении внимания с одного вида деятельности на другой.

У дошкольников с ДЦП наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также является последствием органического поражения центральной нервной системы. Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях всех психических процессов, в эмоциональной лабильности.

Нарушение произвольного внимания негативно сказывается на функционировании всей познавательной системы ребенка с церебральным параличом, а именно на восприятии, памяти, мышлении, воображении и речи.

У детей с церебральным параличом обычно наблюдается не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.

Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих включение интеллектуальных процессов. У детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедности их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе коммуникативной и предметно-практической деятельности.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей. Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом.  

Одной из причин в нарушении познавательной сферы может считаться вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения, что является главной особенностью церебрального паралича.

Из-за проявления двигательных и сенсорных расстройств у дошкольников с церебральным параличом, возникают

затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития познавательной сферы дошкольников с церебральным параличом
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 19:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД