МААМ-картинки

Особенности развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста

Майя Тайбарей
Особенности развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста

Слайд 1. Особенности развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 2

Дошкольный возраст – период активного познавательного развития; периодформирования и развития всех психических процессов. Познавательные процессы– это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды; с их помощью создается представление о действительности. К ним относятся:

Слайд 3

• восприятие,

Публикация «Особенности развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• мышление,

• память,

• внимание,

• воображение.

Перечисленные познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, происходящими существенными изменениями в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

Слайд 4

Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие, т. к. оно создает фундамент для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Восприятие детей 3-4 лет непроизвольное, носит предметный характер, т. е. свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему, например, трава зеленая, лимон кислый и желтый. Кроме этого, при восприятии малыш видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, и по ним отличает предмет от других.

Воображение. Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления, как с этим «рулем» обращаться.

На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо, ононосит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

Внимание. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой- либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Уровень развития внимания еще невысок, зависит от расширенияего объема и становления важнейших свойств: распределения; устойчивости; переключения.

Младшему дошкольнику уже удается уделить внимание двум предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить вниманием только два объекта.

Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20 минут.

Способность управлять своим вниманием невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

Мышление. Мышление – это высший этап обработки информации, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) детей 3 – 4 лет происходят еще на фоне манипуляции с предметами, т. е. ,мыслительная деятельность ребенка тесно переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, выполняя элементарные действия малыш получает много информации о свойствах предметах, которая запоминается и используется им в мыслительных операциях. Например, делает определенные выводы, увидев, например, как чашка разбилась, бумага разорвалась и т. д. Или: строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как завершающие детали. Младшие дошкольники могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам; ониоказываются способными объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель); пытаются анализировать то, что видят вокруг себя. К 4-м годам происходит переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению.

Память. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей что- либо запомнить, запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Дети данного возраста к концу года могут запомнить до 4-х объектов. Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного ими материла. Хорошо развита у малышей двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

Слайд 5

Влияние речи на развитие познавательных процессов

Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослыми. Речь перестраивает все психические процессы : восприятие, мышление, память, и др. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия, сообщать о том, что они видят, слышат, чувствуют и др.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность : занимаясь каким- либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью- «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти, поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Итак, в дошкольном возрасте происходит становление и развитие основных познавательных процессов. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют, и оценивают поведение и деятельность ребенка. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

Слайд 6

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2021 в 14:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД