Получи документы

Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Марина Валериевна Гвоздовская
Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Публикация «Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Зрение – это способность видеть, то есть ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Через зрение мозг получает самое большое количество впечатлений о внешнем мире. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (цвет, величина, наблюдаются сложные изменения в природе, осуществляется ориентировка в пространстве.

Ориентирование в пространстве – одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это обусловлено тем, что от того, насколько успешно будут сформированы умения и навыки ребенка со зрительной патологией во многом будет зависеть его способность ориентироваться на улицах города, на рабочем месте, в общественных местах; то есть в повседневной жизни.

Ребенок с малых сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые элементарные представления об этом: справа, слева, вверху, внизу, по середине, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Всё это способствует развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, формирует у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

На основе пространственных представлений дошкольники учатся практически ориентироваться в пространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения между объектами в пространстве.

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изобразительной деятельности, на музыкальных, на физкультурных занятиях. Также пространственное представление развивают во время режимных моментов, в утренней гимнастике, во время приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

У слабовидящих дошкольников, по сравнению с нормально видящими, развитие пространственной ориентировки протекает со значительными трудностями и гораздо медленнее. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена. Слабовидящие дети плохо видят или видят глобально удаленные предметы, не различают многих признаков и свойств. Так появляется зрительная «обедненность» предметных представлений, а иногда – незнание этих предметов и явлений вообще. Отсутствие у детей с нарушением зрения стереоскопического зрения, с помощью которого идет накопление представлений об объеме, величине, пространственной протяженности, положении предметов, создает определенные трудности развития представлений о пространстве и ориентировки в нем.

Многочисленные исследования (В, А, Семенов, В. А. Феоктистова, В. А. Кручинин, Л. И. Плаксина, Л. И, Солнцева) показали, что слабовидящие дети самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении. Большое место в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Для этого нужны специальные условия.

1. Обеспечение повышенного уровня освещенности помещения, в соответствии с действующими нормативами.

2. Применение игрового и дидактических материалов, отвечающих определенным требованиям, обусловленным своеобразием зрительного восприятия слабовидящих дошкольников: игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов. Картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей.

3. Ограничение зрительной нагрузки для каждого ребенка (с учетом рекомендаций врача-офтальмолога).

Для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения используются все обще дидактические методы: наглядный, словесный и практический. Для эффективности коррекционно-педагогической деятельности, необходимо использовать все методы в комплексе.

Обучение ориентировке в пространстве включает несколько этапов. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с «себя», переходя к ориентировке в пространстве «от себя»; на плоскости листа; заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.

Этапы работы:

- Ориентировка на собственном теле, формирование представлений о собственном теле.

- Совершенствование представлений об условном (схематичном) изображении предметов.

- Развитие ориентировки в микро- и макро- пространстве «от себя», выделяя различные ориентиры (цветовые, звуковые, тактильные, световые, двигательные ощущения.

- Формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, различными предметами.

- Обучение ориентировки в пространстве по плану, умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.

Ориентировка на себе : Формируется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху - внизу, спереди - сзади, справа - слева). Рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела, словесное обозначение их пространственного расположения; обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяем умению детей различать правую и левую стороны «на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

Ориентировка относительно предмета: Выявляется знание понятий: впереди - сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева, относительно предмета или другого человека. Можно использовать набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции взрослого, словесно обозначает пространственные отношения.

В играх типа поиска, где дети соревнуются в том, кто скорее найдет предмет, зрительная ориентация становится более непроизвольной и точной, так как игровые действия стимулируют зрительно- двигательную активность детей. Бег, ходьба по нарисованным лабиринтам, выполнение различных двигательных упражнений в соответствии со зрительными сигналами: цветовыми, световыми, двигательными - способствуют активизации и успешному формированию зрительно- пространственных навыков ориентировки детей в окружающем мире.

Ориентировка по схеме : является следующим, более сложным этапом работы. Проводим его последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства. Для обучения детей ориентировке в пространстве по картинке-плану подбираем крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микро пространстве (например, на столе, на полке). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане.

Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, на прогулках и в повседневной жизни.

Литература:

1. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. //Развитие пространственной ориентировки. Ростов на Дону. Феникс 2008. 4.

2. Подколзина Е. Н. Обучение ориентировке в пространстве. Дефектология. -2003. № 3.

3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга: издательство «Адель», 1998.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – Москва: издательство «гороД», - 1998.

Публикации по теме:

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего видаОсобенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей,.

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения. Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем.

Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование. Развлечение на участке «Найди клад» Конспект развл-я в подг. гр. «Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование». «Найди клад» Цель: самостоятельная.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Презентация «Особенности физического развития детей с патологиями зрения» В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую,.

Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения. Носорева М. В. - воспитатель МБДОУ детский.

Особенности психических функций и механизмы их нарушения у детей с нарушением зрения Психическая функция -- Особенности психической функции--Механизмы нарушения психической функции Восприятие- Целостное отражение предметов,.

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Аннотация. Особенности развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическим, так и практическом.

Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения Познание окружающего мира у маленького человека начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее.

Особенности развития коммуникативной стороны речи у детей с нарушением зрения Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 17 мая 2018 в 07:08
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД