Получи документы

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Сташевская Елена Вячеславовна
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила учитель - логопед Сташевская Елена Вячеславовна,

МБДОУ №118 Ростов-на-Дону

Ребенок пятого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают короткие тексты. В речи пятилетнего уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.

Публикация «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют» действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.

Пример:

В процессе логопедического обследования детям 5 лет предлагался пересказ короткого текста. Текст читался 2 раза, второй раз с установкой на пересказ.

Текст: У Кати был котенок. Катя любила котенка. Она поила его молоком. Котенок любил играть с Катей.

Чаще, дети начинали рассказ только с подсказки педагога. Некоторые только дополняли начатые предложения.

Таким образом, проблемы в формировании связного высказывания обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.

При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка и взрослого.

В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие умения и навыки:

отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений;

составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия;

дополнять предложения недостающими словами и распространять простые предложения однородными членами; использовать в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрит. опорой.

составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:

беседа по картине, по прочитанному рассказу,

рассказ логопеда по картине после проведения беседы для формирования целостного впечатления об увиденном;

пересказ короткого описательного рассказа;

сюжетно-ролевые игры (В магазине, дидактические игры (Четвертый лишний).

Пример (беседа по картине) :

Логопед: «Кого вы видите на картинке? Начните ответ со слова «Это»».

Дети: «Это дети».

Логопед: «Где гуляют дети? Начните ответ со слова «дети»».

Дети: «Дети гуляют в саду».

Таким образом, дети одновременно учатся составлять простые предложения с опорой на сюжетную картинку. При этом необходимо постепенно добиваться полного ответа на вопрос. (Кто это? (Это белка.) Что белка делает? (Белка грызет орех.) Где она грызет орех? (На дереве.) А теперь повтори весь ответ. Начни его со слова «белка». (Белка грызет орех на дереве – совместное проговаривание.).

Кроме бесед по сюжетным картинам, дети учатся описывать предметы по вопросам логопеда.

Пример:

Логопед: «Что это?».

Дети : «Это мячик».

Логопед: «Какой он?»

Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.

Дети: «Круглый, красный, гладкий, большой».

Логопед: «А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните ответ со слова «будем»».

Дети: «Будем играть. Будем ловить. Будем бросать. Будем катать».

Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:

Дети совместно с логопедом описывают предмет по вопросам: Кто это? Какой он? Что у него есть?

Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.

Далее логопед побуждает детей к самостоятельному рассказыванию, намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке. Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и лапы.)

Дети по очереди повторяют рассказ, логопед оказывает необходимую помощь.

Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.

Пример:

Логопед: «Выберите себе по паре обуви и попробуйте рассказать о ней. Сначала скажите, как называется обувь, потом назовите, какая она. Послушайте, как это сделаю я. Это тапочки. Они голубые, красивые, мягкие».

Дети : «Это туфли. Они желтые, красивые».

Один из интересных приемов работы над описательным рассказом – составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен, а остальные дети должны отгадать, что это.

Пример:

Он большой, пузатый, синий. У него есть носик, крышка и ручка. В нем кипятят воду.

Развивая связную монологическую речь, важно научить детей пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы).

Воспитанники пересказывают знакомые сказки с несложным сюжетом с опорой на серию картинок или на плоскостные фигурки. При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение.

В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:

Выразительное рассказывание сказки логопедом с последовательным иллюстрированием.

Беседа по сказке.

Повторное рассказывание сказки логопедом с нацеливанием детей на пересказ. Пауза для обдумывания сказки детьми.

Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Логопед оказывает необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы, подсказывает начало фразы).

Постепенно дети учатся составлять описательные рассказы по данному плану при помощи опорных картинок.

Пример:

Логопед обращает внимание детей на картинку с почтальоном.

Логопед: «Сейчас вы попробуете рассказать о почтальоне. А Петрушка будет вам помогать своими рисунками.

Человечек – кто это?

Здание - где он работает?

Сумка – что он разносит в сумке?».

Дети по очереди составляют рассказ:

Это почтальон. Он работает на почте. Он разносит письма, газеты и журналы.

Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок – символов.

Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 06:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сташевская Елена Вячеславовна (УИ 2864439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД