Светлана Владимировна Щуплова
Особенности стёртой формы дизартрии у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Стёртая дизартрия - это форма псевдобульбарной дизартрии. Специальное обследование речи детей, состояние общей и речевой моторики, дополненное данными психоневрологического осмотра, длительное динамическое наблюдение позволили выявить некоторые особенности проявления и происхождения данной формы косноязычия.
Недостатки произношения на фоне задержки психического развития носят различный характер. Произношение детей характеризуется смазанностью, размытостью, нечёткостью артикуляции звуков, что особенно резко проявляется в потоке речи. Страдает темп речи, плавность, модуляция. В ряде случаев отмечается слюнотечение, расстройства жевания, глотания, голоса, дыхания. Установлено, что у большинства детей имелась неврологическая симптоматика, которая указывала на органическое поражение центральной нервной системы. Причины этой формы развития анализировались такими исследователями, как М. С. Певзнер, Т. Е. Сухарева, Т. А. Власова, К. С. Лебединская. Все они констатируют связь между ЗПР и резидуальными (остаточными) состояниями слабовыраженных органических повреждений центральной нервной системы. Анализ амнестических данных выявил наличие раннего травматического фактора: все дети перенесли родовую травму и асфиксию новорождённых разной степени выраженности. В процессе развития детей отмечается задержка локомоторных функций, они начали позже возрастных сроков сидеть и ходить, были моторно неловкими. Внимание у таких детей менее устойчивое, чем у детей с нормальной речью. Скорее всего, нарушение механизма устойчивости и переключаемости внимания зависят от недостаточной подвижности основных нервных процессов в коре больших полушарий. Самые первые экспериментальные данные выявили, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности, но как показала Г. И. Жаренкова, снижение устойчивости внимания может иметь разный характер. У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы оно неуклонно снижается, а у других сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления некоторой деятельности. Для третьей группы детей характерна периодичность в сосредоточении внимания. Кроме того, исследования выявили некоторое снижение у детей с ЗПР как долговременной (данные Т. В. Егоровой, 1973, так и кратковременной памяти, как произвольного, так и непроизвольного внимания. Т. В. Егорова обнаружила у детей с ЗПР низкую продуктивность и устойчивость памяти (особенно при значительной нагрузке, слабое развитие опосредованного запоминания.
Публикация «Особенности стёртой формы дизартрии у детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дизартрия
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Снижен уровень обобщений и осмысления действительности, что во многом осложняет работу с этими детьми. Наблюдается выраженная общая моторная недостаточность. Проявления её различны: двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений. У некоторых детей отмечаются явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Эти же особенности наблюдаются в движениях органов речевого аппарата: у одних детей - вялость, скованность движений речевого аппарата, невозможность выполнения некоторых сложных движений, у других - двигательное беспокойство, гиперкинезы языка, невозможность удержания заданного положения языка, наличие большого числа синкинезий нижней челюсти, лицевой мускулатуры, пальцев рук и т. п. Во время речи отмечается увеличение слюноотделения, недостаточное проглатывание слюны. Вообще речь детей имеет свои особенности. Лепет появлялся позже возрастных сроков, был ограничен и неустойчив: то исчезал на небольшой период, то возникал вновь. Звукопроизношение у большинства детей было несформированным, голос тихий, хриплый с носовым оттенком. При задержке психического развития наблюдаются достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.
В исследованиях, посвященных состоянию речи при стёртой форме дизартрии, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, различные фонационные и просодические расстройства. В исследованиях Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, С. Т. Шевченко было показано, что словарь детей, особенно активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны, а иногда и просто ошибочны. У таких детей затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений. Ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует. Детям плохо даётся звуковой анализ слова, они недостаточно владеют его звуковым образом. Всё это значительно затрудняет обучение чтению и письму. Нарушение звукопроизносительной речи у детей со стёртой формой дизартрии выражаются в искажениях, смешениях, в заменах и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляционно-акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твёрдые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.
Грамматические понятия у детей с ЗПР не дифференцированы. Они смешивают не только такие явления, как буква - звук, но и слог - буква, слог - слово - предложение. Таким образом, по развитию своей речи дети с ЗПР оказываются недостаточно подготовленными к школьному обучению. Особенности закономерны, так как одной из существенных характеристик психической деятельности этих учащихся является сниженная познавательная активность, а недостаточная психическая активность, достигшая степени самостоятельной аномалии, может привести к отклонениям в речевом развитии.
Логопедическая работа с детьми со стертой формой дизартрии базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учёте личностных особенностей детей. Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов поэтапного взаимодействия формированию всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта; регуляции психической деятельности детей с посредством развития коммуникативной и обобщающей функции речи.
Логопедическую работу необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте.
Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. В школьном возрасте помощь детям может быть оказана в условиях массовой школы учителем и родителями (в лёгких случаях). В случаях тяжёлой задержки развития для них должны быть созданы специальные условия обучения. Дети дошкольного возраста с дизартрией, не имеющие грубых отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, владеющие навыками самообслуживания и имеющие нормальный слух и полноценный интеллект, обучаются в специализированных детских садах для детей с нарушениями речи. В школьном возрасте дети с тяжёлой степенью дизартрии обучаются в специальных школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, где получают образование с одновременной коррекцией речевого дефекта.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М. : Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
2. Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова Физиология высшей нервной деятельности. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
3. А. А. Леонтьев. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. - М., 1970.
4. Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М. : «Просвещение», 2008, 2010.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М. : Дрофа, 2010.