Инна Ткаченко
Особенности усвоения слоговой и ритмической структуры слов детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности усвоения слоговой и ритмической структуры слов детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Психолингвистический аспект.
Важнейшей задачей специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи является преодоление недостатков речевого развития ребенка и создания у него готовности к овладению школьными навыками и умениями. Общее недоразвитие речи детей проявляется в несформированности всех компонентов речевой системы. Формирование фонетической системы у детей с ОНР следует рассматривать как один из важнейших разделов обучения детей речи в целом.
Публикация «Особенности усвоения слоговой и ритмической структуры слов детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа музыкального руководителя
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Фонетическую систему языка составляют фонемы, словесное ударение и интонация.
Фонема – это наименьшая единица звучащей речи, противопоставленная всем другим фонемам, входящая в состав звукового облика слов или их форм и способная служить для различения смысла. Каждая фонема характеризуется отдельными акустическими свойствами. Фонемы группируются в слоги, образуя слова. Слогообразующими фонемами в русском языке являются гласные фонемы.
Слог – сочетание звуков построенных на определенных отношениях между ними, слог строится по степени нарастания звучности. Исключение составляют слоги, которые оканчиваются на глухой согласный (психолингвистический аспект). Произносимый слог может иметь весьма разнообразную форму, но, входя в систему звуковой оболочки слова, он приспосабливается к другим слогам.
Слоги, входящие в состав слова, произносятся с чередующимися нарастанием и падением мускульного напряжения, которому в большинстве случаев соответствует нарастание и падение силы звучания. Выделение одного из слогов в слове посредством более громкого и более длительного его произнесения составляет основу словесного ударения. Ударный слог характеризуется длительностью, силой, высотой.
Длительность ударного гласного является для русского языка его основным характерным свойством. Всякий ударный гласный, как показал Л. В. Щерба, длиннее первого предударного в полтора раза. Этот тип ударения, основанный на длительности гласных, получил название количественного или квантитатильного ударения.
Второе отличительное свойство ударения – это сила или громкость звука, с помощью которой выделяется ударный слог. Этот тип ударения называется силовым или динамическим.
Третье свойство ударения – это особое тембровое качество гласного, которое состоит в том, что гласный произносится ясно, четко, что придает ему акустически особый тембровый характер.
Четвертый признак ударности – это высота тона, выделяющая ударный слог. Такое ударение носит название музыкального или тонического. В русском языке словесного музыкального ударения нет, повышение и понижение тона, как замечает М. И. Матусевич, имеется во фразе и связано с ее синтаксической структурой.
Таким образом, ударный гласный не всегда является более громким по сравнению с безударным, но он обычно обладает повышенной громкостью по сравнению с теми же или близкими безударными гласными.
Словесное ударение является одним из основных признаков самостоятельного слова. С помощью словесного ударения выделяются слова в речевом потоке. По числу ударений мы можем судить о числе произнесенных слов. Исключение составляют так называемые проклитики (предударные слова) и энклитики (послеударные, которые, не неся на себе ударения, примыкают к соответственным смежным словам с ударением, образуя единое фонетическое целое (Токарева О. А.).
Возрастной предел, с которым связывают овладение ребенком структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, определен трехлетним возрастом. К трем годам ребенок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключение могут составлять слова многосложной слоговой структуры.
Усвоение слоговой структуры слова представляет для детей с ОНР особую трудность и требует специального внимания учителя. Данное нарушение существенно затрудняет овладение устной речью: овладение произношением отдельных звуков, усвоение словарного запаса, грамматического строя, а в дальнейшем и письменной речью. Нарушение слоговой структуры слова является очень стойким и удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Ребенок, усвоив слоговую структуру слова в изолированном произношении, часто искажает ее при введении слова во фразу.
По мере того, как дети овладевают произношением звуков, эти звуки включаются в состав слов, а позднее предложений и связных текстов. В то же время невозможно говорить об овладении произношением слов различной слоговой сложности, если ребенок еще не овладел произношением отдельных звуков. При этом специальные упражнения, направленные на овладение словами различной слоговой структуры, проводятся на только правильно произносимых звуках, а при введении в речь поставленных звуков в первую очередь используют уже отработанные слоговые структуры.
За период обучения (исключение составляют учащиеся с тяжелыми нарушениями в строении и функции артикуляционного аппарата) должны усвоить правильное произношение всех звуков родного языка, произношение слов сложного слогового состава и предложений (на материале правильно произносимых звуков, должны различать артикуляционно близкие звуки и правильно употреблять их в речи. У большинства детей за первый год обучения в основном формируются отсутствующие и выправляются дефектные звуки. Но у некоторых детей имеются стойкие нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов. Это вызывает необходимость искать более эффективные приемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Работа, направленная на формирование слоговой структуры слов у детей с ОНР, дает положительный эффект. На основании проведенного исследования, обучающего эксперимента можно сделать предварительные выводы:
1) В работе над формированием произношения у детей с ОНР следует уделить серьезное внимание формированию ритмической и слоговой структуры речи.
2) Работу по формированию слоговой структуры слов необходимо вести систематично, поэтапно.
3) Методы и приемы при ознакомлении со слоговым строением слова должны быть различными. Во время работы над слоговой структурой необходимо широко использовать игрушки, предметы и картинки.
4) Необходимо с самого начала обучения формировать у детей прочные навыки словесного ударения. Переходным моментом в ознакомлении детей с понятием ударения является знакомство с началом и концом слова.
5) Работа над словесным ударением должна проводиться целеноправленно и систематично с использованием разнообразных приемов работы.