Лучший педагог года

Особенности выбора форм взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО

Александра Золотенина
Особенности выбора форм взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО

Авторы: Сапунова Надежда Викторовна,

Григорян Нелли Варужановна

воспитатели МБДОУ «Детский сад №43» г. Новокузнецк

Особенности выбора форм взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО

В последнее время наметились новые, перспективные формы взаимодействия, которые предполагают подключение родителей логопедической группы к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В логопедической группе используются разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы.

Публикация «Особенности выбора форм взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО» размещена в разделах

Родителей детей с нарушениями в развитии, делятся на две группы :

1) принявшие ситуацию, понимающие особые потребности своего ребенка и стремящиеся адаптировать его к жизни в обществе;

2) не признающие наличие у своего ребенка особых потребностей.

У воспитателей чаще возникают проблемы со второй группой родителей. Все попытки педагога обратить внимание на проблемы ребенка либо игнорируются, либо вызывают агрессию. Родители списывают на непрофессионализм педагогов то, что ребенок не разговаривает или разговаривает плохо, постоянно кричит, обижает других детей, не может освоить элементарные навыки. Они отказываются обратиться к офтальмологу, логопеду, дефектологу или другому профильному специалисту, задуматься о его переводе в логопедическую группу. Иногда родители, напротив, начинают водить ребенка к разным специалистам, но не с целью помочь ему, а чтобы получить подтверждение, что он «нормальный». Есть и такие мамы, и папы, которые просто игнорируют любые указания воспитателя на проблемы у их малыша, делают вид, что не расслышали или уводят разговор в другую сторону. А кто-то считает даже незначительное отклонение в развитии ребенка приговором, из-за жалости или недостатка знаний сознательно отказывается от адаптации малыша.

Нередко родители принимают за оскорбление даже самые корректные указания на особенности ребенка. В результате вместо выстраивания партнерских отношений с семьей воспитатель получает конфликтную ситуацию.

Родители детей с нарушениями речи могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию. Задача воспитателя – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка. Поэтому воспитателю очень важно уделять внимание выбору формы работы с родителями, которые могут быть, как традиционные, так и не традиционные.

Плодотворное сотрудничество семьи и специалистов образовательной организации зависит от взаимного отношения. Оптимально, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Семья ребенка должна быть уверена в положительном отношении педагога к ребенку, в компетентности педагога в преодолении речевых нарушений.

Следовательно, основной целью всех форм и видов взаимодействия образовательной организации и семьи является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в один коллектив, воспитание потребности делиться своими проблемами друг с другом и решать их сообща. Результативность домашнего образования возрастает, если оно дополняется системой других образовательных учреждений, с которыми семья развивает отношения сотрудничества и взаимодействия. От участия родителей в коррекционной работе выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего дети.

Ведущими направлениями в работе с родителями логопедической группы являются :

– изучение семьи ребенка с нарушением речи;

– активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

– организация пропаганды психолого-педагогических знаний;

– повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нарушений речи.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки. В нашем детском саду среди современных форм работы с родителями используются :

- информационно-аналитические : анкетирование; опрос; «почтовый ящик»;

- наглядно-информационные : родительские клубы; мини-библиотека; информационные стенды, выставки детских работ; фотовыставки; реклама книг, статей из газет, журналов; информационный банк; стенды; папки-движения; библиотеки; тематические выставки; информационный бюллетень; памятки; рекламные буклеты, листовки, плакаты, видеоролики; копилка советов и др. ;

- познавательные: родительские гостиные; нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии;

- досуговые: праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.

Например, для комплексного изучения семьи и семейного воспитания используются социологические тесты, анкетирование, нетрадиционные методы, которые предполагают тесное сотрудничество учителя-логопеда, педагога-психолога с воспитателями логопедических групп.

На первых этапах работы с родителями в основном использовались индивидуальные формы взаимодействия. Эффективным были демонстрация матерью методов работы с ребенком с нарушениями речи; присутствие матери на индивидуальных занятиях; подбор и изучение специализированной литературы, рекомендованной педагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом.

Целесообразным оказалось проведение работы, способствующей повышению психолого-педагогической компетентности родителей в преодолении речевых нарушений у детей в процессе индивидуальных и подгрупповых тренингов и консультаций. Для формирования практических навыков родители используются мастер-классы.

Воспитателями готовятся информационные стенды для родителей, где содержится информация в том числе от учителя-логопеда, педагога-психолога. Информационный материал, размещенный на стендах в группе, в фойе дошкольной организации, помогает расширить представления родителей о жизни детей в образовательной организации. Для нас было важно, чтобы материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Информационный материал включает раскрытие следующих тем: «Формирование звукового произношения у детей с общим недоразвитием речи», «Совершенствование грамматических средств речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», «Развитие познавательных процессов детей с нарушением речи», рекомендации родителям по профилактике и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения.

Периодически мы подготавливаем для информации прайс-листы, которые помогают сориентировать родителей в большом разнообразии развивающих игр, игрушек, литературы, наполняющих рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономить родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

К некоторым консультациям специально по теме подбирались игры и упражнения, организовывались выставки пособий. Например, из материалов выставки «Как пальчики язычку помогали» с демонстрацией экспонатов, которые были сделаны детьми с родителями, можно изучать, как родители распорядились информацией по теме «Развитие мелкой моторики».

Преимущество таких форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.

В перспективе нам хотелось бы внедрить в работу с родителями On-line- консультирование. Связь с родителями осуществляется за счет технических средств и сети интернет. Позволяет получить полноценную информацию в удобное для родителей время в условиях удаленного доступа. Время проведения такой формы консультирования будет установлено заранее. Также возможно проведение консультаций, открытых занятий, записанных на электронные носители, а также переданные родителям посредством электронной почты, мессенджеров, социальных сетей.

Таким образом, эффективными формами работы воспитателя с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, являются:

- создание справочно-информационного поля данных об образовании и обучении детей с нарушениями речи;

- обеспечение преемственности всех специалистов образовательной организации в работе с родителями;

- распространение передового педагогического опыта по проблемам профилактики и преодоления нарушений речи у детей;

- совместное проектирование визуальных и информационных форм работы с родителями.

Данные формы взаимодействия позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Публикации по теме:

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Семейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работыСемейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работы «Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности выбора форм взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 17:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД