Фаина Зейналова
Особенности эмоционального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие – важно ли это? Если это важно, то на сколько? И как узнать какое место занимают эмоции в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос сначала обратитесь к себе. Вспомните любое яркое событие в вашей жизни, связанно ли оно с проявлением эмоций : радости, удивления, страха, печали. Получается, что эмоции пронизывают всю жизнь даже человека.
Очень часто можно услышать такую фразу в адрес ребенка: он ничего не понимает, он еще совсем маленький, не из-за чего расстраиваться! Да, маленький, да, многого не понимает, но это не значит, что ребёнок не чувствует.
Публикация «Особенности эмоционального развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Здоровье ребенка тесно связанно с его эмоциональным состоянием. Отсутствие эмоционального комфорта может привести к ряду серьезных заболеваний и наоборот, во время болезни у ребенка в первую очередь ухудшается эмоциональное состояние. Портрет здорового ребенка: это активный, веселый, с хорошим настроением ребенок, у него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается и умеет быстро сосредотачиваться.
Еще лежа в кроватке, ребенок, не понимая значения слов, понимает ту интонацию, с которой они произносятся. В это время между ним и мамой имеется тесная эмоциональная связь.
К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, поскольку ему необходима практическая помощь взрослого. Ребёнок нуждается в оценке взрослого, в его внимании.
В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности. Специфической особенностью именно раннего возраста является ситуативность.
Эмоции и аффекты в раннем возрасте тоже ситуативны и появляются в момент сиюминутного восприятия объекта. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, но энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять.
Среди всех взаимосвязанных психических функций в раннем возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие. Доминирование восприятия означает зависимость от него других психических функций (мышление, память, речь и т. д.).
Эмоционально ребенок реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут живо интересуется обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что – либо подарят.
Желания ребенка неустойчивы, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают только поощрения или наказания взрослых. Ребенок не в состоянии принять решение. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2 – 3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все – таки выберет одну, но после следующей просьбы – уйти с ней в другую комнату – снова начнет колебаться.
В общении со взрослыми, которые помогают ребенку познавать этот сложный мир, преобладают мотивы сотрудничества, хотя и сохраняется чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо любви и эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение ложки и вилки или строительство башни из кубиков.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа игры, как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и ясельные дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность – толкнуть, ударить другого ребенка, особенно, если тот как – то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть новой игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая интересы другого. В этом возрасте, ребёнок эгоцентричен и не понимает другого человека, не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Общение со сверстниками полезно и способствует эмоциональному развитию ребенка также, как и общение со взрослыми.
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении кризиса 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что – то сделать самостоятельно, но у него не получается, или в нужный момент рядом не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками, что – то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть помимо неподдающихся вещей и отсутствие внимания к нему со стороны взрослых, занятых делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил пытается им завладеть; ревность к сестре, брату.
Очень часто можно встретиться с подобной ситуацией: мама занята домашними делами, а ребёнок надрывается, захлебываясь в плаче только потому, что мама на него не смотрит и не радуется по поводу того, что он научился катать машинку. По возможности, необходимо как можно спокойней реагировать на подобные аффективные вспышки. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что вслед за его слезами, или злостью следуют уговоры и прочие приятные моменты общения со взрослыми и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиваться.
Есть еще один выход. Ребёнка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться чем – то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Главное – старайтесь, как можно чаще разговаривать с ребенком о своих переживаниях, будьте эмоциональны – радуйтесь и грустите вместе с ним, ведь именно ВЫ, родители как никто другой знаете своего ребенка, а значит, можете помочь ему лучше любого специалиста.