МААМ-картинки

Инновационные технологии и методы педагогической деятельности

Оксана Маркидонова
Инновационные технологии и методы педагогической деятельности

«Освоение инновационных технологий и методов педагогической деятельности, способствующих повышению эффективности и качества художественно-эстетической работы в Д

ОУ»[/b]

Маркидонова О. И.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

города Иркутска

детский сад №102

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Инновационные технологии и методы педагогической деятельности» размещена в разделах

Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней. Первоначальные элементы эстетического вкуса проявляются у них во влечении к яркой игрушке-образцу, в удовольствии от ритмической песни, стихов, музыки. Эстетические чувства предполагают осознанное отношение, признание красоты. Для их развития очень важно обогащать чувственный опыт, развивать его эмоциональную сферу. Этому способствует только постоянно обновляющаяся и видоизменяющая среда, привлекающая своей новизной, побуждающая ребенка к активному познанию, совершению действий.

В наше время проблема художественно-эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и в дошкольном образованием в частности. Педагогика определяет художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» являются:

1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

2. становление эстетического отношения к окружающему миру;

3. формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклера;

4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

5. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

Художественно-эстетическое развитие включает в себя: изобразительную деятельность, развитие конструктивных навыков, развитие музыкальных способностей, театрализованная деятельность.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создавать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно - эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые, так и высокоэффективные инновационные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач. В области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если их анализировать с точки зрения отношения взрослого к ребенку, то предпочтение отдается личностно - ориентированному и дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.

Cистема образования всегда ставила и решала главную проблему - воспитание человека. Три важных составляющих этого процесса - образование, воспитание и социализация являются основой для формирования личности. Изменяющаяся культурная ситуация и обновление содержания обучения заставляет педагогов искать инновационные интегрированные подходы к духовному воспитанию детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направленно на развитие способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий :

1. игровая технология.

2. технология исследовательской деятельности (экспериментирование)

3. проектная технология.

4. компьютерная технология.

Для дошкольников характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная. Помимо игровой технологии, я широко применяю технологию проектной деятельности, с использованием исследовательского метода.

В своей работе одним из направлений художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста я выбрала нетрадиционные виды аппликации.

Аппликация - не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка. Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, развивается чувство цвета, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях. В процессе занятий ребёнок знакомится с разными приё мами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием. Поделки, выполненные малышом под руководством взрослого, создают атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно сказываются на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения. Для достижения положительных результатов в работе с детьми можно выделить следующие задачи:

- развивать у детей интерес к аппликации с использованием нетрадиционного материала, любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность;

- способствовать развитию творческой активности;

- содействовать развитию у детей коммуникативных умений;

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства и различия.

Использование нетрадиционного материала в аппликации способствует формированию у детей исследовательского интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Цель – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое он создал сам, огорчается если вдруг что – то не получается.

Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознано их использовать. Например, при знакомстве со свойствами крупы, можно рассмотреть ее через лупу понаблюдать и описать крупинки: они жёлтые, круглые, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устроить «бурю в пустыне», подуть через трубочку в банку с пшеном или рисом. Дети придут к выводу, что крупинки пшена не соединены друг с другом, поэтому крупа рыхлая, рассыпчатая. Знакомятся так же со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, высушенная скорлупа крошится). Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

При подготовке к аппликации из засушенных листьев дети делают выводы, что листья засушенные и не засушенные имеют разную фактуру: одни сухие, хрупкие, крошатся, имеют более резкий запах, другие мягкие, эластичные, легко мнутся, но не ломаются, - надо рвать.

Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты (окрашивание риса, окрашивание ватных дисков)

Хорошей подготовкой к аппликации являются дидактические игры и упражнения («Золушка», 20 «Необычный рисунок», 21 «Повтори за мной») в процессе которых обеспечивается единство познавательных, практический и игровых задач. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных и т. д.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Главная цель творческого исследовательского обучения – формирование у ребенка способности самостоятельно осваивать и перестраивать новые способы творческой деятельности.

При работе по аппликации из нетрадиционных материалов следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом постепенного усложнения заданий. Аппликация с использованием нетрадиционного материала – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности.

Наблюдение - часть любой познавательно - исследовательской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов (за погодой, явлениями живой и неживой природой, за листопадом, снегопадом).

Трудовая деятельность всегда сопровождается выполнением трудовых действий. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков наблюдения создает благоприятные условия для познавательно – исследовательской и творческой деятельности, с другой – познавательно исследовательская деятельность, вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Во время проведения опытов и аппликации у ребёнка постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Коммуникативная деятельность, хорошо прослеживается при формулировке цели, во время обсуждения методики и хода опыта или творческой работы, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Без развития речи, деятельность свелась бы к простому манипулированию.

Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже дети изучат объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Занятие аппликацией создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми, выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Помимо игровой, исследовательской технологии, я широко применяю технологию проектной деятельности. Ее смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребенком совместно с педагогом. Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

В связи с этим, я решила разработать краткосрочный проект по этому направлению.

Проект по аппликации «Каждый по-своему маму поздравит!»

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой. Чем больше мастерства в детской руке, тем

умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Проект: краткосрочный, групповой, творческий.

Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет.

Продолжительность проекта: ноябрь - декабрь

Актуальность проекта:

Работа с различными материалами, в различных нетрадиционных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

Цель проекта:

В рамках реализации годовых задач ДОУ разработать и выполнить творческий проект с применением нетрадиционных техник аппликации «Каждый по-своему маму поздравит».

Задачи проекта:

1. Создать условия для повышения уровня развития детей по применению на практике различных видов и способов нетрадиционных техник аппликации.

2. Способствовать развитию у детей познавательного интереса, творческих способностей, фантазии, воображения, эмоций, мелкой моторики рук.

3. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного

творчества детей.

4. Способствовать развитию сенсорных способностей детей.

5. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Участники проекта: Дети и педагоги старших групп, родители.

Предполагаемые результаты:

Дети и воспитатели:

1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности.

2. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

3. Расширение возможностей детей в применении нетрадиционных техник аппликации в самостоятельной деятельности.

4. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности, навыков общения в совместной деятельности.

5. Разработка конспектов занятий, бесед, консультаций, конспекта досуга.

6. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

7. Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.

8. Итоговым результатом будет являться аппликация «Сердечко для мамы»

Родители:

1. Повышение интереса к работе ДОУ.

2. Помощь в создании проекта.

Формы работы по реализации проекта:

Организация художественно-продуктивной деятельности.

Этапы работы:

1. Постановка проблемы:

Как нам развить творческий потенциал подрастающего поколения?

2. Определение предстоящей деятельности :

Как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5. Обсуждение результатов.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

1. Изучены различные техники аппликации в ходе образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей.

2. Подобраны иллюстрации, картинки, слайды, презентации, аудиозаписи по теме проекта.

3. Подобрана детская литература по тематике проекта.

4. Подготовлен материал для изобразительной деятельности.

5. Изучен метод салфеточной аппликации.

2 этап – Основной

Непосредственная реализация проекта в группе:

1. Обогащение представлений о разных видах аппликации, в том числе нетрадиционной техники аппликации (беседы).

2. Рассматривание произведений искусства, иллюстраций, картинок.

3. Организация творческой деятельности детей : дидактические, пальчиковые, подвижные игры, игровые упражнения, аппликация и т. д.

4. Ознакомление с художественной литературой по теме:

«Аппликация и ручной труд», обсуждение.

5. Проведение консультации для родителей «Аппликация

детям».

6. Консультации в информационном уголке «Чудо крупа для пальчиков важна», «Аппликация, как средство развития детской речи», «Развитие мелкой моторики у детей посредством работы с крупами».

7. Беседы о маме, с целью дать представления о значимости матери каждого человека.

8. Изготовление салфеточной аппликации «Сердечко для мамы» с использованием салфеток ко Дню матери.

3 этап – Заключительный

1. Оформление материалов по проекту, подведение итогов.

2. Презентация.

Результаты проектной деятельности :

1. Работа в данном направлении дает положительную динамику в развитии умственных, творческих способностей, развивает наблюдательность, фантазию и умение применять нетрадиционные техники аппликации.

2. Привлечение воспитанников к деятельности в данном направлении способствует полноценному психофизическому развитию дошкольника, формированию познавательно-эстетической сферы.

Продукт проектной деятельности :

1. Подарок для мамы ко Дню матери.

2. Презентация по проекту.

Таким образом, инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников дают возможность повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для развития личности ребенка, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом. Инновационные технологии помогают дошкольникам активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии стимулируют у детей процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету.

Список литературы

1. Амоков В. Б. «Искусство аппликации» М. - 2002

2. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте

возрасте» М. - 1991

4. Гусакова М. А. «Аппликация» М. - 1977

5. Доронова Т. Н., Якобсон СТ. «Обучение детей рисованию,

лепка, аппликации в игре» М. - 1992

6. Казакова Т. Г. «Развитие у дошкольников творчества»

М. - 1985

7. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» - 2006

8. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для детей «Чудо - всюду» - Академия развития 1998г.

9. Пособие для родителей и педагогов «1000 загадок». Академия развития - 1997

10. Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами»//

Педагогическое общество России, М - 2002

11. Кошелев В. М. «Художественный и ручной труд в детском

саду», М: «Просвещение» - 2002

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии и методы педагогической деятельности
Опубликовано: 14 сентября 2022 в 02:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД