Папки-передвижки

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующий требованиям ФГОС ДО

Наталья Калько
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующий требованиям ФГОС ДО

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В тоже время семья выступает и отрицательным фактором воспитания (ссоры, конфликты родителей, плохой пример и т. д., эти ошибки связаны с недостатками знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Поэтому родители нуждаются в помощи педагогов, хотя не все осознают это. В настоящее время также усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Публикация «Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующий требованиям ФГОС до» размещена в разделах

В основе системы взаимодействия с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон «Об образовании», ст. 18)

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Практический опыт работы в ДОУ позволяет сделать вывод, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми. При этом мною решаются следующие задачи:

• повышение педагогической культуры родителей;

• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Я использую дифференцированный подход при организации работы с родителями. Это и взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, и соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям, и учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания, сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность я веду по четырем направлениям: информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.

Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Также одной из форм работы, которая активно используется мною на практике, позволяя корректировать и дополнять разработанную систему мероприятий – почтовый ящик. Почтовый ящик установлен в фойе детского сада. Родители имеют возможность вкладывать записки со своими идеями и предложениями, обращаться с интересующими вопросами. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями заочно, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Регулярно проводится анкетирование родителей такие как: «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» и другие, что позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

Полученные данные дают возможность дифференцированного подхода к родителям, необходимого для согласованности воспитательных и иных воздействий на ребенка.

Познавательное направление – способствует обогащению родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации, круглые столы, практикумы и др. Такие формы работы можно назвать традиционными, но в связи с изменившимися принципами построения общения педагогов и родителей, данные формы можно рассматривать, как и нетрадиционные. Общение на таких мероприятиях я строю на основе диалога, открытости, искренности в общении.

При подготовке к собранию пользуюсь следующим планом:

-Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

-Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т. д.).

-Изготовление памяток с советами на тему собрания.

-Подготовка выставок.

-Подготовка презентации по теме собрания.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе. Доброжелательный тон повествования способствовал созданию доверительной атмосферы, помог родителям откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. Так на этом же собрании родителей заинтересовала тема: «Вот и стали мы на год взрослее», где они узнали о возрастных особенностях развития детей, способах развития у них коммуникативных качеств, получили буклеты и памятки.

На тематическом собрании «Юные эрудиты» родители смогли оценить роль развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Познакомились с формами и методами развития логического мышления, памяти, внимания; узнали, как правильно научить ребёнка решать математические и логические задачи.

В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Вниманию родителей было представлено выступление детей (ритмическая гимнастика)

На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручаются грамоты или благодарности.

Актуальными являются и групповые консультации для родителей, так в ходе проведения консультации на тему: «Дочки и сыночки», обсуждали вопросы гендерного воспитания дошкольников. Родители высказывали свою точку зрения по воспитанию девочек и мальчиков. В заключении были предложены памятки, в которых сформулированы основные советы и рекомендации, необходимые при воспитании мальчиков и девочек. Консультация «Формирование правильной осанки» была проведена в виде презентации. Родители познакомились с практическим материалом, способствующим профилактике развития правильной осанки у детей.

В ходе проведения консультации «Как отвечать на детские вопросы?» использовала прослушивание грамзаписи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. Из консультации «Развиваем речь ребёнка вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами.

Наряду с традиционными формами работы с семьёй, использую «Неделю профессионального мастерства». Данная форма позволяет сконцентрировать опыт воспитания и развития детей в ДОУ и в семье. Наибольший интерес среди участников воспитательно-образовательного пространства вызывают следующие мероприятия в рамках недели профессионального мастерства:

• «Вечер вопросов и ответов», где родители вправе задать интересующий вопрос любому специалисту ДОУ.

• Образовательная деятельность («Полезные советы», «Очень умелые руки», организованная родителями. Как правило, эта деятельность носит прикладной характер, но именно это и вызывает особый интерес и трепет со стороны детей.

• «Семейные традиции, увлечения» позволяет раскрыть индивидуальность семей, поделиться своим опытом.

• Совместные творческие проекты («Осень – чудная пора», «Возрождение Олимпиады», «Красный, желтый, зеленый»)

Большой популярностью в нашем ДОУ пользуется такая форма работы с родителями, как Дни открытых дверей. Они дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Данная форма организации общения с родителями способствует изменению взглядов на воспитание ребенка в условиях семьи. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационное направление - дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, помогают решать задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Данная форма организации общения педагогов и родителей включает:

- Родительский уголок, где размещаю информацию, дающую возможность понять, чем ребенок занимается в детском саду: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

- Папки – передвижки, стенгазеты.

Например, из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад» и др.

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

- Для обеспечения представления информации о МБДОУ в сети интернет создан сайт, который способствует формированию позитивного имиджа и активизации родителей и детей к жизнедеятельности детского сада.

- Актуальной формой взаимодействия воспитателя и семьи является выпуск буклетов, которые имеют ряд преимуществ: красочное оформление, содержательность, выходит ежемесячно под разными темами («Уроки безопасности», «Страна здоровья», «Влияние семьи на развитие ребенка», «Игры с детьми по гендерному воспитанию» и т. д.)

Досуговое направление - является самой привлекательной, востребованной и неотъемлемой частью жизнедеятельности дошкольного учреждения, осуществляется в процессе развлечений, праздников, посиделок, клубов, конкурсов и т. д. Такие формы совместной творческой деятельности сближают семейный коллектив, помогают детям и родителям учиться понимать друг друга, доверять друг другу, стать настоящими партнерами. Участие в конкурсах и выставках способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями.

Федеральные государственные требования предполагают тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ, исходя из этого, темы и цели семейных творческих выставок и конкурсов связаны непосредственно с темой и содержанием недели. Например, в течение учебного года в старшей группе провела следующие семейные выставки и конкурсы:

«Осенины»: конкурс «Дары осени» (поделки из овощей, выставка «Осенние мотивы» (рисунки, коллажи, аппликации из сухих листьев);

«День пожилых людей»: фотовыставка «Я бабушкин и дедушкин друг и помощник»;

«Любимый Новый год»: конкурс «Стихи о елочке» (литературное семейное творчество, выставка-конкурс «Дед Мороз и Снегурочка»;

«День защитника отечества»: выставка детского рисунка «Буду в армии служить», фотовыставка «Мой папа служил в Российской армии»;

«Первый праздник весны»: выставка поделок «Вместе с мамочкой любимой», «Мир увлечений», конкурс рисунков «Портрет моей мамы»;

«Расту здоровым»: конкурс семейных проектов «Мы за здоровый образ жизни»;

«В мире животных»: литературный конкурс «Сказки о пушистых малышах», фотовыставка «Наши пушистые любимцы»;

«История моей семьи»: конкурс «Родословное древо моей семьи», конкурс стенгазет «Наша дружная семья».

Большой популярностью в нашей группе пользуются мероприятия, проводимые совместно с детьми и родителями, основная цель которых способствовать укреплению детско-родительских отношений. Родители активно участвуют в подготовке праздников и развлечений. При проведении традиционных праздников таких как «Здравствуй осень», «Встреча Нового года», «8 Марта» родители принимают непосредственное участие в играх и конкурсах, носящих соревновательный характер, участвуют в художественной самодеятельности, водят вместе с детьми хороводы, поют песни. На празднике "Колядки", родители наших детей добродушно приветствовали и щедро отблагодарили колядующих (материал опубликован на сайте нашего сад). А как забыть праздник «Масленица» с веселой программой в игровой форме, после программы дети и родители могли поесть блины.

С большим успехом прошли развлечения ко Дню защитника Отечества - «Спортивный папа и я», к Дню Матери - «Мама, мамочка моя…», спортивное развлечение в рамках проекта «Возрождение Олимпиады» - «Малые Олимпийские игры». Традиционными стали развлечения «День именинников» - организованные и проводимые родителями. Эти развлечения обязательно проходят с театрализацией, приятными сюрпризами и чаепитием.

А на таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» родители принимают участие в ремонте игрушек, помощи в уборке листьев на участке, изготовлении вместе с детьми кормушек для птиц, изготовлении выносного материала, помощи в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. В зависимости от плана работы, сообща обговариваем каждое мероприятие, решаем проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:

• родители стали активными участниками встреч и первыми помощниками воспитателя;

• создана атмосфера взаимоуважения. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей;

• родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семей более эффективно.

Публикации по теме:

Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ.

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанниковИспользование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Информационные технологии предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности взаимодействия с родителями. Их использование в сетевом.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. В последнее время.

Отчёт воспитателя об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Отчёт воспитателя МБДОУ детского сада № 16 станицы Губской С. А. Моторкиной об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников,.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №18 города Ейска муниципального образования Ейский.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Долг взрослого– помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно.

Отчет об использовании современных технологий в рабочей деятельности Отчет воспитателя ДОУ Н. И. Багайниковой об использовании современных образовательных технологий соответствующих ФГОС. Для реализации ФГОС.

Письменный отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО, воспитателя.

Содержание сотрудничества с семьями воспитанников по краеведческому образованию в дошкольном возрасте «Город – один из сильнейших воплощений культуры, Один из самых богатых видов её гнёзд, Где цветут высшие дары человечества» И. М. Гревс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующий требованиям ФГОС ДО
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 17:06
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД