Получи документы

Отчет по самообразованию по теме «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа сказок»

Татьяна Михайловна Волгапкина
Отчет по самообразованию по теме «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа сказок»

Тема: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц»

Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

Задачи:

Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа сказок“» размещена в разделах

• Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).

• Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.

• Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.

• Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

• Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.

• Поделиться опытом работы с педагогами по теме «Формирование у детей дошкольного возраста (3-4 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц».

• Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц»,»Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц», «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»

• Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы руками детей»

• Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

6. Войкова С. В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.

7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.

8. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16

9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92

10. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

11. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

12. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

13. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993

14. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288

Предполагаемый результат:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости, самостоятельности познания у детей.

2. Обогащение речи.

3. Повышение уровня мотивации у детей к пересказывнию.

4. Обобщение и распространение опыта.

Форма самообразования : индивидуальная.

Актуальность.

Дошкольное детство – особый период в развитии личности, дети в этом возрасте обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Они задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг, как губка впитывает новые знания, поступающие извне. Поэтому я, как педагог, работающий с дошкольниками, нахожусь в постоянном поиске методов, приемов, средств, которые позволят создать условия «… для сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (ФГОС ДО).

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.

Одним из методов, который позволяет решить эти проблемы, является мнемотехника. Это своеобразная (индивидуальная) система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Мнемотехника актуальна, востребована в современном мире. Основной секрет мнемотехники хорошо известен и очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных или иных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации применяется для запоминания не запоминаемой информации.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и др.). Использование образных средств позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Поэтому основной идеей данного педагогического опыта является использование системы методов, приемов, средств, обеспечивающих эффективное запоминание детьми знаний об окружающем мире, структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи, которые называются мнемотехникой.

Условиями возникновения опыта являются:

- формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности;

- закреплять и обогащать словарный запас детей;

- способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Теоретическая база

Теоретическую базу опыта составляют многолетние исследования Т. А. Ткаченко, которые показывают, что дети дошкольного возраста при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств она основывалась на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В. К. Воробьева и В. П. Глухов.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Приемы мнемотехники я стала применять в различных видах деятельности: для запоминания стихов, для пересказа, для составления описательных и творческих рассказов, для запоминания правил поведения (поведения в группе, на улице, общения, безопасности и т. п.). Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, необходимо использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно - образное мышление детей.

Обучение кодированию осуществлялось поэтапно:

В старшей группе это «кодирование» с помощью наглядного материала. В своей работе я использовала картинки-алгоритмы по принципу от простого к сложному. Начинала с мнемоквадратов (одна картинка) и постепенно переходила к мнемоцепочкам (ряд картинок, мнемосхемам. Активно применяла игровые ситуации, поскольку детям легче запомнить задачу, опосредованную игровым мотивом. Например: Как помочь зверятам восстановить теремок, разрушенный медведем и т. п.

Использование мнемосхем с опорными рисунками - символами для заучивания текста или воспроизведения текста с детьми старшего возраста способствовало превращению ООД в увлекательную игру для детей. На каждое слово или словосочетание мы с детьми придумывали картинку (символ) и таким образом «зарисовывали», шифровали текст.

Сначала, придуманные вместе с детьми символы, зарисовывались мной, а в дальнейшем дети сами кодировали слова и составляли собственные схемы.

Опора на наглядность в приемах мнемотехники имеет свою особенность, которую я учитывала в своей работе. Детям старшего дошкольного возраста картинки рисовала в одном цвете, чтобы не рассеивать внимание.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти. Но нужно учитывать, что эти образы могут быть достаточно индивидуальны, т. к. ассоциации на одну и ту же информацию могут быть различны.

Работа над темой проводилась два года в старшей и подготовительной группе. Работу с мнемотаблицей проводила в несколько этапов:

1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

На этом этапе работы с мнемотаблицей задача педагога научить детей находить, выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом, или предметом «чашка». В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п.

Дети вместе с педагогом по вопросам обсуждают нарисованные на мнемотаблице картинки.

Примерные вопросы и ответы детей :

1. Как вы думаете, почему здесь нарисован стол? – Чашку ставят на стол.

2. Что за буква изображена здесь?

3. Подумайте, почему здесь писана эта буква «ч»? – Слово чашка начинается со звука «ч».

4. Здесь изображен чайник, как вы думаете почему? – В чашку наливают чай из чайника.

2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из символов в образы.

3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Этапы :

1 этап. Подготовительный (выявление)

№ Содержание работы Сроки реализации

1 Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения сентябрь

2 Постановка целей, задач работы

2 этап. Аналитический (изучение)

№ Содержание работы Сроки реализации

1 Составление плана работы по самообразованию октябрь

2 Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

3 этап. Организационный (обобщение)

№ Содержание работы Сроки реализации

1 Теоретическая часть:

Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т. п.

Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы Ноябрь-март

2 Практическая часть:

• Составление конспектов занятий, деятельности и т. д., их апробация.

• Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования дл проведения деятельности

• Проведение открытых мероприятий

• Выступление на педагогическом совете

• Участие в работе творческих групп

4 этап. Завершающий (внедрение)

№ Содержание работы Сроки реализации

1 Оформление результатов обследования детей по проблеме апрель

2 Оформление опыта работы :

• Систематизация теоретической части

• Систематизация практической материала

• Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

5 этап. Презентационный (распространение)

№ Содержание работы Сроки реализации

1 Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» :

Рассказ;

• Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей май

2 Предоставление опыта работы в методический кабинет

3 Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

4 Конспекты НОД, картотека дидактических игр.

Перспективный план работы

по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год

Содержание деятельности Форма отчетности Сроки проведения

Методическая работа

Разработать перспективный план работы по теме самообразования Перспективный план Сентябрь-октябрь

Изучение методической литературы по теме Картотека методической литературы Постоянно

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Наглядный материал В течение года

Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей. Доклад, презентация, В течение года

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.

Результаты работ В течение года

Разработать проект «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» Конспект Апрель

Работа с детьми

Беседы с привлечением сказочных героев.

Конспекты бесед В течении года

Подбор русских народных сказок для чтения по образовательной программе согласно возрастным особенностям дошкольника

Конспекты В течении года

Организация и проведение прогулок Октябрь

Январь

май

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности с детьми (картотека мнемотаблиц) Пособия для практической деятельности В течении года

Чтение детям пословиц, потешек, загадок. Подготовка карточек Постоянно

Работа с родителями

Консультация «Что такое мнемотаблицы и как с ними работать» Папка передвижка Сентябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» Папка передвижка Октябрь

Консультация «Формирование у детей навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» Папка передвижка Ноябрь

Оформление папок передвижек «Сказки по мнемотаблице» Фото выставка Декабрь

Конкурс «Нарисуй сказку» Фото выставка Январь

Анкетирование родителей на тему «Читаем детям» Результаты анкетирования родителей Февраль

Мастер-класс для родителей по теме «Пересказ русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» Фотоотчет

Март

Наглядная агитация Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами» : стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т. д.

В течении года

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию по теме «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа сказок»
Опубликовано: 22 июня 2022 в 21:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД