Получи документы

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

Шишина Лариса
Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

Отчет по самообразованию за 2020-2022 уч. год

Воспитателя МБДОУ д/с №46 «Совёнок»

Шишиной Л. С

Тема: «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»

«Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать, и я пойму»

В мировой практике идет поиск путей активизации процесса развития творческих, познавательных способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст - время, когда в ребенке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.

Публикация «Отчет по самообразованию „Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира“» размещена в разделах

Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника — значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.

В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание ини-циативной преобразующей активности дошкольника, развитие его позна-вательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме по-исковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.

В целом познавательная активность определяется как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях.

Основой познавательной активности выступают познавательные потребности. Познавательная потребность также находит свое выражение в форме исследовательского поведения, исследовательской активности и инициативности, направленных на познание окружающего мира.

Исследовательское поведение (это наиболее общее понятие) - неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания и развития в изменяющейся среде. Исследовательское поведение свойственно ребенку с момента появления на свет, оно позволяет ему ориентироваться в мире и познавать окружающее.

Исследовательская активность понимается как выраженное, настойчивое стремление личности, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью поисковых действий, исследовательских умений. Познавательная мотивация ребенка выражается в его исследовательской активности, результатами которой становятся получение нового знания и возможность дальнейшего развития опыта познания и деятельности.

Исследовательская активность наиболее ярко проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними.

Для реализации поставленных задач были созданы условия в предметно-развивающей среде группы (центр экспериментирования, уголок природы, мини-лаборатория, игровой деятельности).

В группе соединили зоны живой природы с неживой природой, расставили горшки с комнатными растениями. С детьми создали коллаж «Лес», в котором нарисовали на листе бумаги неровную полоску земли, обозначающую впадины и возвышенности. На возвышенностях наклеили «камешки» (комочки, сжатые из бумаги, а во впадине нарисовали воду. На небе нарисовали солнышко, затем облака и даже тучу.

Сделали небольшую лабораторию, где собрали:

приборы-помощники: лупы, микроскопы, магниты;

• разнообразные сосуды их различных материалов (пластмасса, стекло, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья, спил дерева, шишки; косточки абрикоса и персика, желуди, скорлупа грецких орехов, каштаны; семена (тыква, морковь, огурцы, горох, фасоль, кукуруза, томат, свекла, арбуз)

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: пипетки, шприцы (без игл, резиновые груши, ватные диски, ватные палочки;

прочие материалы: воздушные шарики, зеркальца, мыльные пузыри, мыло (хозяйственное, детское твердое и жидкое, декоративное, набор для изготовления мыла, набор выращивания кристалла, пробки, крышки, ложечки, трубочки пластмассовые, прищепки, крупы (сахар, пшено, манка, мука, соль, горох, гречка, макароны, фасоль, вермишель, рис, различные виды бумаги и ткани.

Собрали с детьми шишки, плоды каштана для изготовления поделок. На этом этапе дети выяснили первые связи и зависимости в природе. Например, из тучи пошел дождь. Дождь - это вода. Вода, падая на землю, либо уходит в глубь, либо скапливается на поверхности. Дети выяснили, что вода скапливается в низинах и впадинах. В лаборатории проводили опыты с водой (вкус, запах, выяснили из чего состоит земля (чернозема, песка, глины, камней, остатков частей растений) и какая она на ощупь (мягкая, рыхлая, влажная, сухая). Познакомились с небесными светилами: Солнце, Звезды, Луна. С родителями и детьми сделали фотовыставку «Я и вода». На лето дети и родители задание: собрать коллекцию почвенных пород (ракушек, камней, известняка, глины, угля, гербарий.

Дети с интересом слушали сказки о происхождении камней, об умелых мастерах, которые изготавливали из них произведения искусства, создавали альбомы с рисунками.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, что очень важно. Благодаря опытам у детей развивались способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе.

Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений» : опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка, опыт, доказывающий движение воды по стеблю (опыт с трубочками, испарение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка) и т. д.

Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и игровое- занимательное. Игровой мотив усиливал значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и качествах природных объектов становились более осознанными и прочными.

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей –Мудрая Сова. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: “Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?”

Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимал процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, моделей, пиктограмм. Работа в лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:

бери только нужные для работы материалы;

работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, на подносе;

пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

клади на место все материалы по окончании работы.

Особенно интересно было детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов, огурцов, арахиса, лука в специальные стаканчики, дети наблюдали за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Делали поэтапные зарисовки.

Развивали у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки — снег дождь, град; свойства песка, воды; утро — вечер, день — ночь и т д., а также знакомили с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретали определенный багаж знаний о мире природы. У них возникал познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задали вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» Внимание детей становилось более устойчивым, они могли довольно долго наблюдать за животными и растениями.

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на нас, педагогов.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
Опубликовано: 30 января 2024 в 21:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД