ботагоз мукажанова
Отчёт по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по реализации программы самообразованию воспитателя
БДОУ г. Омска «Детский сад № 130»
Мукажановой Ботагоз Кожгалиевны
Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».
Публикация «Отчёт по самообразованию по теме „Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: создание условий для художественно- эстетического развития детей в изобразительной деятельности при овладении нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
• Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Овладение дошкольными простейшими техниками рисования и приёмами работы с различными материалами;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Познакомить родителей с различными техниками рисования.
Этапы реализации:
I этап: Информационно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный) (январь 2019 г. – август 2019 г.).
На первом этапе я изучила методическую литературу по теме самообразования, а так же интернет ресурсы. Составила перспективный план работы по теме «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования».Разработала и составила план по кружковой работе «Разноцветные пальчики». Взаимодействие с коллегами осуществлялось на уровне обмена опытом, рекомендаций воспитателей с большим опытом работы. Для родителей планировались консультации и мастер-класс.
II этап: Практический этап (сентябрь 2019 г – март 2020 г.)
На практическом этапе при проведении работы по самообразованию, я разработала кружок по нетрадиционному рисованию «Разноцветные пальчики».
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Для развития творческих способностей детей, я использовала следующие способы нетрадиционного рисования :
1. Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
2. Рисование ладошкой - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) — нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
Кружок с детьми проводила один раз в неделю.
Работу проводила поэтапно:
-на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
-на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
По итогам каждого занятия кружка были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.
В течение учебного года для родителей подготовила несколько консультаций. На сайте сада и в приемной группы была выставлена консультации для родителей, что помогло ввести родителей в тему.
«Рисовать это важно», «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка», отметила в консультациях, что с помощью нетрадиционной техники рисования у детей развивается стойкий интерес к изобразительной деятельности, формируется умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, развивается цветовое восприятие, мелкая моторика пальцев рук и кистей.
Оформила папку-передвижку «Рисование нетрадиционными способами», где показала разные способы нетрадиционного рисования для родителей.
Так же мной была составлена картотека «Нетрадиционные техники рисования», что помогает в ходе работы, на занятиях. Провела консультацию для воспитателей: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Цель: предоставить педагогам виды нетрадиционных техник рисования и особенности методики их проведения.
III этап: III этап: итоговый (отчёт) (май – апрель 2020 г.).
Итогом нашей работы планируется в июне 2020 года Создание альбома совместно с детьми «Мы любим рисовать!». Так же провести мастер- класс с родителями «Рисуем без кисточки», заинтересовать родителей техникой нетрадиционного рисования.
Созданная мной картотека «Нетрадиционные техники рисования», была размещена в моем блоге на маам. ру https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-netradicionye-tehniki-risovanija-1148325.html
Консультацию для воспитателей разместила в своём блоге https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-netradicionye-tehniki-risovanija-i-ih-rol-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html.
Заключение
На основе проделанной работы, я пришла к выводу: что простейшие техники рисования влияют на развитие мелкой моторики рук, я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования. В этом направлении буду продолжать свою работу!