Открытое занятие «Масленица»

наталья киселева
Открытое занятие «Масленица»

МБДОУ детский сад №21 «Изумруд»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе

«Широкая Масленица»

Воспитатель:

Киселева Н. В.

Усолье-Сибирское, февраль 2018

Цель: создать условие для развития духовно - нравственного потенциала воспитанников, через русское народное творчество;

Задачи:

• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, хороводы, детское народное творчество.

• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество

• развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие.

• развивать все виды памяти.

. • Продолжать обогащать словарный запас.

• развивать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать. Обращать внимание на правильное звукопроизношение.

• развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства).

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое музыкальное развитие;

Предварительная работа: разучивание стихов, закличек, песен, хороводы и поговорки о Масленице, изготовление куколок- маслениц из цветной бумаги.

На открытом занятии присутствовало 14 детей

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. Я предлагаю отравиться на экскурсию в прошлое.

- Садитесь на волшебную полянку, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие – (звучит музыка)

Итак, все внимание на экран …

Мультфильм о масленице

Воспитатель: Ребята, вы догадались о каком празднике мы сегодня будем говорить? Правильно о Масленице, о том как праздновали этот праздник раньше на Руси, что ели, как одевались, какие развлечения устраивали.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела и другое название — проводы зимы

(слайд 1)

Ведущая:

Гости дорогие,

К нам на праздник поспешите!

С нами спойте и спляшите!

Будет праздник здесь большой –

Встретится Зима с Весной.

Зиму с песнями проводим,

Спляшем с нею в хороводе!

А Весну весельем встретим,

Словом ласковым приветим!

Выходят дети рассказывают стихи о масленице

Ребенок 1-й Захар

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

2-й: Настя С.

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

3-й: Даниил

Дорогая наша Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

4-й: Настя К.

Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

5-й: Максим

Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,

А всего у Масленицы семь деньков.

День первый (понедельник)-

Артем Р.

Утро. Понедельник.

Наступает «Встреча».

Яркие салазки с горочек скользят,

Целый день веселье. Наступает вечер,

Накатавшись вволю, все блины едят.

Да, это встреча Масленицы. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. В этот день дети, взрослые- ряженые, выходили на улицу гулять, петь песни, играть, встречать Масленицу. (слайд 2).

-Эй честной народ становись в хоровод – встретим Масленицу!

(хоровод «Масленица»)

День второй (вторник)- Заигрыш.

Егор О.

«Заигрыш» беспечный-вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи,а за них награда:

Сдобный и румяный масленичный блин.

- В старину, во вторник Маслиной недели дети дружно катались с гор на санях, салазках. В этот день начинали строительство снежных городков, устраивали игры.

(слайд 3).

Аня Коневина выносит куклу Масленицу под музыку и начинается игра

Игра «Масленка»

Дети: Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Кудельку пряду (имитирует прядение).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Клубочки мотаю (имитирует мотание клубочка).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Вязанье вяжу (имитирует вязание).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Плачу - пальчик уколола (показывает пальчик).

Дети: Ну, надо же!

Масленка, Масленка,

Что ты делаешь?

Масленка: Вас ловлю?

Дети разбегаются, Масленка их ловит.

День третий (среда) – Лакомка

Аня С.

Тут среда подходит-«Лакомкой» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи,

Кулебяки, сырники-всё им удаётся,

Пироги и блинчики-всё на стол мечи!

-Масленица в древности была языческим праздником, устраивавшимся в честь бога Солнца- Ярилы. Блин – символ солнца, он круглый и горячий как солнце.В старину говорили: «Без блинов не Масленица».С выпеканием блинов связано много примет: например, посторонним запрещалось смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие на всю сковородку или с чайное блюдце, тонкие и легкие. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Блины пекли на счастье. Ни одно масленичное застолье не обходится без них. Блины ели с маслом, со сметаной, с медом и разным вареньем.

(слайд 4) и (слайд 5)

-Ребята, а кто из вас знает какие-нибудь поговорки и пословицы про Масленицу? (ответы детей)

-Масленица объедуха, деньги приберуха Саша К.

- Масленица идет блин да мед несет Снежана

-Масленицу ожидаем, света, солнца ожидаем Анжела

-Не все коту Масленица, а будет и Великий Пост! Алеша

- Масленица не на век дается Слава

Игра «Сложи блин». Участвуют 5-6 детей. У каждого в руках сковородка. Блины (из плотного картона желтого цвета) разрезаны на 6 частей и разбросаны по полу. Кто быстрее найдет и сложит свой блин в сковородке. (по цифре на дне сковороды и по цифре возле блинчика дети находят свой блин)

День четвертый (четверг)- «разгуляй четвертак»

(слайд 6).

Лена

В четверг раздольный «Разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои.

Тройки с бубенцами на поля выходят,

Парни ищут девушек-суженых своих.

-Четверг Масленичной недели в народе зовут еще «широким», или «великим». С четверга масленичный разгул развертывался во всю. Всем миром люди выходили на улицу, в качестве участников или в качестве зрителей, принимали участие в кулачных боях, возводили, а затем брали штурмом снежные городки.

Игра «Боулинг по- русски». Дети встают по 3-4 человека напротив них призы нужно взять снежок и выбить им приз, выбивают приз – забирают его себе.

День пятый (пятница) - тещины вечерки

Алеша

Пятница настала, «Вечера у тёщи».

Тёща приглашает зятя на блины.

Есть с икрой и сёмгой, или чуть по проще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

-Масленичная неделя обязательно включала в себя взаимные визиты породнившихся семей. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка,чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет, а еще в это день девушки гадали на суженого.

(слайд 7)

-А мы сейчас поиграем еще в одну старинную русскую игру «Перезвон». В эту игру с давних времен играли именно на Масленицу

День шестой (суббота) – золовкины посиделки

Макар

Близится суббота-«Золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод,

Праздник продолжается, общее веселье,

Славно провожает зимушку народ.

- В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье- бытье, песни пели и мирились, если до этого в ссоре находились.

Давайте и мы споем песню «Ой блины, блины вы блиночки мои»

День седьмой (воскресенье)- прощенный день

Аня К.

Воскресенье светлое быстро наступает,

Облегчают душу все в «Прощённый день».

Чучело соломенное-Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень!

-Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай.

(слайд 8).

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид,все равно говорили:- "Прости меня". Так заканчивалась Масленица.

(слайд 9)

Дети выходят берут свои куколки- масленицыи встают в полукруг вместе говорят:

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Звучит музыка – гостей угощают блинами!

Открытое занятие «Масленица»

Прикреплённые файлы:

6718_9b4b4.pptx | 5377,57 Кб
 
Публикации по теме:

Досуговое занятие в младшей группе «Масленица»Досуговое занятие в младшей группе «Масленица» "Масленица" Цель: приобщение детей к празднованию русских народных праздников Задачи: формировать представление о празднике Масленица.

Интегрированное занятие-развлечение «Масленица» во второй младшей группеИнтегрированное занятие-развлечение «Масленица» во второй младшей группе Интегрированное занятие-развлечение "Масленица" во второй младшей группе. Автор: Черкасова Н. С. Интегрированное занятие-развлечение «Масленица».

Открытое занятие «Сказочное путешествие» «Сказочное путешествие» Цели занятия: 1. Формировать у детей эстетическое восприятие фольклорных произведений, умение воспроизводить средства.

Открытое занятие «Музыкальная школа»Открытое занятие «Музыкальная школа» Открытое занятие «Музыкальная школа» Цель: 1) Обучение правильному произношению звука «л, ль» (изолированно, в слогах); 2) Развитие.

Открытое занятие «Космические дали» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 «Городок» г. Мытищи Московская область ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ на.

Открытое занятие по театральной деятельности Открытое тематическое занятие по театральной деятельности "Театр – это праздник!" Ход занятия: У центральной стены стоит ширма с декорацией.

Открытое занятие «Подарок от Фиксиков» Цель: получение дошкольниками позитивного опыта взаимодействия в парах сверстников под руководством взрослого. Задачи: • социально-коммуникативное.

Открытое занятие «Птицы»Открытое занятие «Птицы» Открытое занятие «Птицы» Цель. Уточнить представления детей о перелетных и зимующих птицах. Познакомиться с интересными фактами из жизни.

Открытое занятие «Собирай урожай» Цель: Закрепить знание детей об овощах и фруктах; развивать речь и мышление детей; побуждать детей к диалогу. Стимулировать с помощью игры.

Открытое занятие «Сокровище Дагестана» Сценарий открытого занятия " Сокровище Дагестана. Цель: Познакомить детей с традициями, обычаями и обрядами Дагестана, с жанрами устного.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
Автор публикации:
Открытое занятие «Масленица»
Опубликовано: 18 января 2019 в 16:48
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 ноября. День дятла на МААМ

Дятел – удивительная птица. Не зря есть поговорка о том, что «голова не болит как у дятла». Действительно, эта птица целый день без устали долбит деревья, чтобы найти себе пищу и при этом прекрасно себя...

25 ноября. День московского Кремля на МААМ

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — сегодняшний тематический день посвящен самой большой действующей крепости в Европе и нашему национальному символу — Московскому Кремлю. Воспользуйтесь нашей...

Конспект НОД «Мамы разные нужны, мамы разные важны» (старшая разновозрастная группа)
Цель: воспитывать любовь и уважение к маме, к ее труду. Задачи: • Расширять знания детей о празднике «День Матери»; • Расширять знания детей о профессиях...
Фотоотчет о неделе игры и игрушки по теме «Дымковская игрушка»
В этом году тематическая неделя была посвящена Дымковской игрушке. Дымковская игрушка – один из русских народных, глиняных художественных промыслов. Возник...
Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)
В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения. Что...