Лучший педагог года

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Анна Рылякина
Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Конспект занятия в старшей группе.

Ознакомление с художественной литературой.

Н. Н. Носов "Живая Шляпа"

Цель: Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа». Побудить их к активной речевой деятельности в процессе совместного с педагогом анализа событий, изображённых в рассказе.

Задачи:

1. Учить понимать юмор, последовательность событий и действий персонажей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа» при помощи иллюстраций.

Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой „Н, Н, Носов „Живая шляпа“» размещена в разделах

2. Продолжать знакомить детей с особенностями и композицией рассказа в сравнении с другим литературным жанром (сказки).

3. Развивать произвольное внимание при восприятии произведения, связную речь и фантазию детей посредством придумывания другого названия и окончания рассказа.

4. Воспитывать интерес к книге любовь к животным, чувство юмора.

Предварительная работа: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой :

1. Анализ с детьми особенностей рассказа как литературного жанр.

2. Знакомство с биографией и творчеством писателя Н. Н. Носова.

в совместной работе:

1. Оформление в книжном уголке группы выставки книг с портретом и рассказами Н. Н. Носова;

2. Рассматривание иллюстраций в книгах;

3. Чтение рассказов.

с родителями:

1. Оформление наглядной информации на тему: «Читаем с детьми рассказы Н. Н. Носова» с рекомендуемыми по возрасту рассказами;

2. Привлечение родителей к оформлению в группе выставки детских книг «Рассказы Носова».

Оборудование:

- шляпа; котенок.

- текст рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»;

- мультимедийный диапроектор;

- презентация «Носов Н. Н. Рассказ «Живая шляпа», выполненная в Microsoft PowerPoint, включающая иллюстрации художника И. М. Семёнова;

- раскраски для создания мультфильма «Живая шляпа»

- карточки – билетики синего и красного цветов

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дети играют. На полу лежит шляпа. Неожиданно шляпа начинает двигаться (предварительно воспитатель договаривается, что бы младший воспитатель подергал за леску, прикрепленной на скотч к шляпе). Воспитатель удивлено:

- Ой, ребята посмотрите, что у нас в группе происходит. Шляпа двигается. Вот чудеса. Как же так может быть? Осторожно, дети, кажется, она живая. (поднимают шляпу, а под ней сидит игрушка котенка, к нему прикреплен свиток с листами раскраски «Живая шляпа»).

Воспитатель подводит к выводу о том, что шляпу привел в движение котенок.

- Как же он под нее попал? (ответы детей)

- Ребята, я думаю, что все ответы на наши вопросы, о том как котенок оказался под шляпой мы узнаем из истории Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»! А ведь шляпа может быть живой! Не верите? Я тоже сначала думала, что это сказка, пока не прочитала историю.

А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда присаживайтесь на стульчики. А котенок тоже послушает историю.

II. Основная часть:

1. Чтение педагогом содержания рассказа: (приложение)

- Ребята! Я буду читать рассказ и по ходу чтения показывать вам иллюстрации, которые сделал к рассказу замечательный художник Иван Михайлович Семёнов. А вы внимательно слушайте рассказ, запоминайте его героев и смотрите иллюстрации (воспитатель читает рассказ и сопровождает чтение демонстрацией слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семёнова).

Зарядка для глаз:

Тик-так, так- так

Ходят часики вот так.

Раз направо, раз налево,

Тик-так, тик-так,

Нам без часиков никак.

2. Беседа с детьми по содержанию рассказа:

- Ребята, скажите, а это смешная была история или грустная? (ответы детей)

- А что вам показалось самым смешным?

- Как звали мальчиков?

- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

- Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа». А как по-другому вы бы назвали этот рассказ? (дети предлагают свои варианты названий, педагог при этом привлекает к творчеству малоактивных детей).

- Молодцы, ребята! Вот сколько интересных названий для рассказа вы придумали.

3. Решение проблемной ситуации:

Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа-волшебница», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему? Кто ещё как думает? (педагог выслушивает аргументы детей за и против).

Мы с вами уже говорили о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры. Кто из вас помнит, чем рассказ отличается от сказки? (ответы детей)

- Конечно, ребята, волшебные шляпы бывают только в сказке, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа-волшебница» не подходит для рассказа.

4. Словарная работа:

- Ребята! Автор в рассказе использует слова, которые могут быть не всем вам знакомы. Давайте уточним их смысл.

Первое слово – комод. Кто из вас знает, что такое комод? (ответы детей)Правильно, комод – это низкий шкаф с выдвижными ящиками. Посмотрите, вот он на слайде (воспитатель показывает комод на слайде).

Второе слово – кочерга. Кто из вас знает, что такое кочерга? (ответы детей). Правильно, кочерга – это удлинённая палка с загнутым концом, которую используют для выгребания углей из печки. Посмотрите, вот она на слайде (воспитатель показывает кочергу на слайде).

Вот теперь все слова, которые использует автор, нам стали понятны.

5. Пластический этюд:

- Ребята! А мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу? А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались! Вот как они испугались!

А теперь покажите:

- как они тряслись от страха, сидя на диване,

- как они побежали бегом из комнаты,

- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.

- Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

6. Продолжение беседы с детьми:

- Ребята! В каждом рассказе, как и в сказке, есть три части – начало, середина и конец. Каждая часть идёт друг за другом, иначе ничего не было бы понятно. Нам помогут вспомнить рассказ слайды с иллюстрациями.

- Итак, с чего начинается рассказ? (ответы детей)

- Какое название можно придумать для этой части? (ответы детей)

- Какая часть рассказа следует за первой? (ответы детей)

- О чём в ней говорится? (ответы детей) (ответы детей)

- Какое название можно придумать для этой части? (ответы детей)

- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка?

- Какое название можно дать третьей части? (ответы детей).

7. –Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Передай Шляпу»?

- Тогда слушайте правила игры; пока звучит музыка мы будем передавать шляпу по кругу. Как только музыка закончится, нужно ответить на вопрос тому, у кого шляпа осталась в руках.

-

1. Где лежала шляпа? (на комоде)

2. Где сидел котёнок? (на полу возле комода)

3. Что делали мальчики? (сидели за столом и раскрашивали картинки)

4. Чем решил Вадик ударить шляпу, если она вдруг к ним поползёт? (кочергой)

5. Что предложил Вовка, чтобы спугнуть шляпу? (набрать картошки и стрелять ею в шляпу)

6. Что случилось со шляпой, когда в неё попал Вадик? (шляпа подскочила кверху)

7. Что вначале высунулось из- под шляпы? (серый хвост)

8. Что сделали дети, когда увидели, что из-под шляпы вылез котёнок Васька? (Ребята обрадовались, Вадик схватил Ваську и стал его обнимать)

- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, и всё запомнили. Поэтому легко справились с вопросами.

III. Рефлексия:

- Ребята! Подходит к концу наше занятие. Давайте с вами уточним, с каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто его автор? ( ответы детей: о рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа», о шляпе и пр.)

- Какие новые слова мы узнали? (комод и кочерга)

- Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

- Что было для вас самым сложным? (ответы детей)

- А что больше всего понравилось? (ответы детей)

- Ребята, мы узнали, как наш котенок попал под шляпу? (ответа детей)

- Ребята, а теперь я предлагаю подойти к столу и выбрать карточку синюю или красную Если вам занятие понравилось положите в шляпу синюю, если нет, то красную.

IV. Заключительная часть:

- Вы знаете, ребята, по некоторым рассказам Н. Н. Носова уже сняты мультфильмы. Например, есть мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса», есть мультфильм «Приключения Незнайки». А мультфильма про «живую» шляпу ещё нет! А вы хотите стать авторами данного мультфильма?

- Я предлагаю вам раскрасить раскраски, а потом мы составим мультфильм, который покажем другим ребятам и родителям.

приложение 1

«Живая шляпа» Н. Носов.

Слайд №2

Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет - и уцепился когтями за шляпу.

Слайд №3

Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа - бух! - и накрыла его сверху.

Слайд № 4 ;

А в комнате за столом сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услышали, как позади что-то упало.

Слайд №5

Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит:

- Ай-ай-ай!

Слайд №6

- Чего ты? - спрашивает Вадик.

- Она жи-жи-живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-па!

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

- По-посмотри сам!

Слайд №7

Вадик подошёл ближе и стал смотреть на шляпу.

Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику.

Он как закричит:

- Ай! - и прыг на диван.

Володя - за ним.

Слайд №8

Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха.

Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

- Ай! Ой! - закричали ребята.

Слайд №9

Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

- Что же это за шляпа такая? Чего ей вздумалось по комнате ползать? - говорит Вадик.

Слайд №10

- А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

- Ну, пойди посмотри.

Слайд №11

- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой.

- Постой, я тоже кочергу возьму.

- Да у нас другой кочерги нету.

- Ну, я возьму лыжную палку.

Слайд №12

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

- Где она? - спрашивает Володя.

- Вон, возле стола.

Шляпа лежала недалеко от стола и не двигалась.

- Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.

- Сейчас я её спугну,- говорит Володя.

Он стал стучать по столу кочергой и кричать:

- Эй ты, шляпа!

Но шляпа не двигалась.

- Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять,- говорит Вадик.

Они набрали из корзины картошки и стали швырять в шляпу. Вдруг Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху, как закричит:

- Мяу!

Слайд 13

Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост.

- Васька! - закричали ребята. Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Но Васька ничего не ответил. Он только фыркал и жмурился от света.

.

Публикации по теме:

Занятие по ЧХЛ в подготовительной группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Тема занятия: Чтение.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа».Цель: освоение первоначальных.

Диафильм в презентации к НОД по речевому развитию Н. Носов «Живая шляпа» Н. Носов "Живая шляпа" диафильм в презентации к НОД по речевому развит]ию Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода,.

Итоговое занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Игра «Что? Где? Когда?» Программное содержание: Обучающие: Уточнить и выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи.) Уточнить.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Мойдодыр» Программное содержание: создать обстановку радостной встречи с героем знакомой сказки; -закреплять знания детей о предметах личной гигиены,.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Автор: воспитатель высшей.

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Ознакомление с художественной литературой. Литература: Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» 2014 год. Подготовительная к школе.

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с художественной литературой ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Сентябрь Тема недели: Осень. 3 – 7 сентября Понедельник Чтение.

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Эти мудрые русские сказки» в старшей группе Тема: «Эти мудрые русские сказки» Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками. Задачи: 1. Прививать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Н. Н. Носов «Живая шляпа»
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 13:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД