Ирина Лопатина
Конспект открытого занятия по экспериментированию «Загадочная вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование с детьми : «Загадочная вода».
Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
Задачи: 1. Образовательные:
1. Ознакомление детей со свойствами воды:
-отсутствие цвета и запаха;
- отсутствие вкуса;
- отсутствие собственной формы;
- прозрачность;
- вода может растворять вещества,
2) Развивать навыки проведения опытов.
2. Воспитательные:
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию „Загадочная вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1) Умение работать в группе;
2) Отстаивать собственное мнение;
3) Прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающие:
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, соломинки (на каждого ребенка) ; узкие высокие стаканы, широкие миски, вода, подносы; сахарный песок, речной песок, краски, пипетки с сиропом, ложки или палочки, кубики, молоко, салфетки, клеенки, глобус, проектор, карточки – схемы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
Ход занятия:
В: В круг широкий вижу я встали все мои друзья, мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево. В центре круга соберемся и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и к гостям здороваться пойдем. Ребята, давайте поздороваемся с гостями, подойдем к гостям и прикоснемся своими ладошками к их ладошкам. Какие ладошки у гостей? (теплые). Наши гости, добрые и они поделились с нами своим теплом. Ребята, прислушайтесь, что это шумит?
Д: кажется вода. (на экране появляется капелька)
К нам в гости пришла капелька, но посмотрите, какая она грустная и печальная. Давайте послушаем ее, что же у нее случилось, почему она такая расстроенная.
Капелька: Здравствуйте, ребята, я недавно родилась и совсем ничего про себя не знаю, от этого мне очень грустно. Поэтому я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы ребята умные и вы наверняка обо мне что – то знаете.
В: ребята, как вы думаете, мы сможем помочь капельке, что - нибудь рассказать о ней?
Что Такое капелька?
Дети: Наша капелька это же маленькая частичка воды.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. А что такое глобус.
Дети : Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель :А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети. Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети. Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Игра «Доскажи словечко»
В морях и океанах вода….соленая
Вода в море….морская
Вода в океане….океаническая
Вода в реках ….речная
Вода в болотах…болотная
В: Ребята, познакомим нашу капельку с её свойствами? А как мы будем это делать?
Д: Мы будем проводить опыты
В: И где мы будем это делать?
Д: В нашем научном лабораториуме,
В:И помогут нам в этом «светики» (на экране «светики»)
Давайте превратимся в лаборантов
Раз два три наклонись,
Раз два три повернись,
Раз два три покружись
В лаборантов превратись.
(дети одевают фартуки и садятся на места)
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в лабораториуме.
(ответы детей)
Правильно, нельзя кричать, мешать друг другу. Но можно смотреть, слушать и выполнять задания.
Ну что, готовы? Можем приступать? Ребята, вода это жидкость? Я в этом не уверена. Давайте мы это проверим.
Опыт 1 Возьмите, стаканчик под № 1с крупой и 1 пустой. Давайте пересыплем крупу в пустой стаканчик. Что крупа делает? Ответы детей (сыпется, пересыпается, высыпается) Правильно, молодцы.
А теперь возьмите стаканчик под номером 2 и перелейте содержимое в пустой стаканчик 2. Что делает вода? Почему? Ответы детей (льется, переливается, выливается) Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью. Опрос детей, почему вода – жидкость? А крупу можно назвать жидкостью? Ответы детей
Какой мы можем сделать вывод?
Д: Вода это жидкость.
В:Почему
Д: Ее можно наливать, переливать.
В: Ребята, а что еще можно назвать жидкость? Ответы детей (сок, молоко)
На доску выставляю карточку-схему вода - жидкость.
Опыт 2 Вот интересно, а какой вкус у воды? Ведь люди утоляя жажду говорят:«Ой, как вкусно». Давайте мы ее попробуем. Для следующего опыта нам потребуются трубочки. Возьмите стаканчик с номером 2. Давайте попробуем через соломинку попить воду. Вкуса у воды я не почувствовала, а вы почувствовали вкус у воды? Ответы детей. (У воды нет вкуса)
А теперь добавьте в свои стаканчики с водой жидкость из пипетки№1. Какая стала вода на вкус? (сладкая). Почему? Мы добавили сладкий сироп Вода безвкусная, но оказывается она может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили. На доску вывешиваю схему
У воды нет запаха. Опыт №3
Воспитатель: Вода приобрела вкус, а имеет ли она запах? Ответы детей
Что можно сказать, чем пахнет вода? Правильно вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. Давайте добавим в нашу воду ванильный сахар – это сахар, который добавляют в булочки, чтобы они были ароматными, и размешаем ложечкой. Понюхайте теперь, чем пахнет вода? Ответы детей. Правильно вода не имеет запаха, а может пахнуть лишь тем, что в нее положили. Вывод: вода не имеет запаха. Выставляю схему-карточку.
Опыт №4 Ребята, вот интересно, какую форму имеет вода? Ответы детей. Чтобы ответить на этот вопрос проведем следующий опыт. Мне нужна будет помощь троих ребят. У меня на столе стоят сосуды разной формы. Давайте наполним их водой. Что произошло?
Д: Вода приобрела форму того сосуда, в который она налита.
В: Значит какой вывод мы можем сделать?
Д: Вода не имеет формы.
Правильно, это значит вода не имеет определенной формы, а приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Выставляю на доску карточку – схему вода в разных сосудах. Вы молодцы, но, наверное устали, давайте отдохнем.
Физкультминутка: «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Рассаживаемся за свои рабочие столы
Опыт №5
В: Что мы уже узнали из опытов:
Д: что вода жидкость, она не имеет вкуса, запаха, форму.
Воспитатель :Готовы продолжать наши опыты? Я слышала, что вода прозрачна, давайте проверим?
Воспитатель: На столе под номером 3 стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна. Выставляю схему.
Опыт № 6 Интересно, а можно ли растворить что - нибудь в воде. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить кусочек сахара? Дети добавляют сахар
Что нужно сделать, чтобы он растворился? (перемешать) Перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось. Делают выводы.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок? Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают. Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной?
В: Какой вывод мы можем сделать? В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что вода - растворитель.
А у меня есть еще один секрет про воду. Рассказать? Выходите все ко мне, и я расскажу вам секрет. Вода может быть волшебной, она может менять свой цвет в зависимости от того, какой человек: добрый или злой, послушный или непослушный и т. д.
Интересно вам? Подойдите ко мне и каждый возьмите баночки с водой и аккуратно держите в руке своей. А теперь нужно стаканчик тихонько потрясти вверх вниз. Что вы видите? У вас у каждого вода приобрела разный цвет. Что же нам волшебная вода расскажет о каждом из вас Опрос детей, какого цвета стала у них вода. На каждый цвет окрашенной воды охарактеризовать положительно каждого ребенка.
Какой вывод мы можем сделать? Вывод: вода меняет цвет. (выставляю схему) .
Давайте посмотрим на наши схемы и вспомним, какими свойствами обладает вода.
Молодцы, ребята, «светики» остались очень довольны вашими опытами, и всегда будут очень рады прийти к вам на помощь.
А нам пора из нашей лаборатории возвращаться в группу.
Раз два три наклонись,
Раз два три повернись,
Раз два три покружись
В группу снова возвратись.
(Снимаем фартуки)
Посмотрите, какая капелька стала веселая, радостная.
Капелька: Спасибо, ребята, я такая счастливая, оказывается я такая полезная. Я вам очень благодарна, и приготовила для вас подарки, вы их возьмите и в воду опустите. А мне пора отправляться в путешествие.
Дети берут бумажные цветочки с завернутыми лепестками, опускают их в воду, лепестки намокают и раскрываются.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня большие молодцы. Мы с вами помогли капельке узнать много о свойствах воды. О каких свойствах мы узнали? Что вам больше всего понравилось.