Аня Кузнецова
Открытое занятие «Постановка звука [ж]».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: постановка звука [ж].
Задачи: 1. Уточнение артикуляции звука [ж];
2. Учить изолированному произношению звука [ж];
3. Знакомство с буквой Ж;
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие фонематического анализа;
6. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
7. Развитие внимания, памяти.
Оборудование: зеркало, игрушка – пчелка, предметные картинки, схемы для определения место звука в слове, пособие для дыхательной гимнастики, звуковая дорожка, презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Публикация «Открытое занятие „Постановка звука [ж]“,» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Приветствие.
Эмоциональный настрой.
2. Постановка цели, сообщение темы.
Логопед читает загадку:
Все жужжит она, жужжит
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла
Мед готовит нам (пчела).
- К нам на урок прилетела пчелка, и приготовила много интересных заданий.
- А как жужжит пчелка?
- Получается ли у тебя так жужжать?
- Сегодня будем учиться произносить звук [ж]. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки. Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их
Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!
Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.
Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.
Бабочки. Что же нам делать?
Пчелка Жужжу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Коля, давай поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуй на крылышки бабочек, и они обсохнут.
Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.
Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК» : вдох-выдох.
Упражнение «УЛЫБКА»
Логопед. Давай теперь покажем, как улыбнулась пчелка Жужжу бабочкам. (Счет от 1 до 10).
Логопед. Развеселилась пчелка Жужжу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Логопед. Захотелось пчелке Жужжу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Ребенок произносит пя-пя-пя (пять раз).
Логопед. Захотелось пчелке Жужжу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
Логопед. Попила пчелка Жужжу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом грибок растет. Решила пчелка Жужжу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давай и мы сделаем грибок.
Упражнение «ГРИБОК»
Логопед. Лежит пчелка Жужжу, отдыхает. Вдруг слышит лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.
Упражнение «ЛОШАДКА».
Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положи его на нижнюю губу, пусть отдохнет.
4. Уточнение артикуляции [ж] (перед зеркалом).
- Губы вытянуты вперед. (ребенок повторяет.)
- В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты?
- Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
- Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, ребенок также еще раз произносит звук.
- Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов, боковые края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.
- Покажи рукой, какой язычок?
- Что напоминает язычок?
- Чашечку.
5. Постановка звука [ж].
А) по подражанию – от [ш].
- давай произнесем звук ш-ш-ш. а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я.
Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.
6. Характеристика звука.
Звук [Ж] — всегда твердый, звонкий согласный.
7. Закрепление изолированного произнесения звука.
- Молодец! А теперь давай превратимся в пчелок и полетаем на цветочной поляне. («Летает» и «присаживается» на цветок, берет цветок и в этот момент делает ударение на последний звук ж-ж-ж-ж).
8. Развитие фонематического слуха.
- Давай поиграем в игру «поймай звук». Если услышишь звук Ж –посвисти в дудочку.
Ж-Н-С-Ш-Д-Ж-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц-Ж
9. Развитие фонематического анализа.
А) -У пчелки очень много друзей и она решила разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок). А в другой- нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев).
- Каких животных мы выбрали?
Б) Игра на развитие внимания и памяти.
«Что изменилось?»
В) Распредели картинки под схемы:
Ж___
___Ж___
___Ж
(в начале, в середине и в конце слова).
10. Физминутка «Пчёлка»
Прилетела к нам вчера
полосатая пчела (пчелка в правой руке)
А за нею шмель – шмелек
и веселый мотылек (переложить пчелку в левую руку)
Два жука и стрекоза как фонарики глаза (пчёлку передавать вокруг себя)
Пожужжали, полетали от усталости упали
(поднять пчёлку вверх, опустить на пол).
11. Зрительная гимнастика.
«Маленькая пчелка»
12. Знакомство с буквой Ж.
У пчелки есть любимая буква -это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?
А ты сможешь узнать букву Ж среди других?
Ж К Х Л Ж С М Х
13. Развитие мелкой моторики.
Пчелка придумала для тебя интересное задание: выкладывание буквы из конструктора.
14. Домашнее задание.
Помоги пчелке добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с пчелкой.
15. Подведение итогов.
- Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.
Сюрпризный момент.