Андреева Елена
«Мир насекомых». Открытое занятие в подготовительной группе для детей с ОВЗ
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми
Подготовительной группы (ЗПР, мир насекомых
Цель: Создание условий для насекомых родного края.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»
Закрепить умение детей рисовать карандашами.
Активизировать внимание, память и мышление
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к родной природе.
Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость,умение доводить начатое дело до конца.
Воспитательные:
Воспитание бережного и заботливого отношения к насекомым.
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, экологических знаний.
Материалы оборудование:
Аудиоколонка,аудиозапись, Стол с поляной и цветами, фонарик, круглые модули, магнитная доска сюжетные картинки по теме весна макет муравейника, ,насекомые (муравей, пчела, бабочка, гусеница, личинки, кокон. Простые и цветные карандаши бумага
Предварительная работа:
Беседа.
Чтение естественно-научной литературы, сказок, рассказов о насекомых
Рассматривание иллюстраций.
Наблюдение за насекомыми
Ход проведения.
Воспитатель: Доброе утро ребята. Посмотрите, к нам, сегодня, пришли гости. Что нужно сделать?
Дети приветствуют гостей
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что сегодня появилось в нашем зале? На что это похоже?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Это календарь природы. Но мне кажется, что он сбился и показывает нам неправильную информацию. Предлагаю исправить информацию на нашем календаре.
Воспитатель: Какое сейчас время года? Каким цветом обычно изображается весенний месяц? Какие весенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? Месяц май какой по счету?
Ответы детей
Воспитатель: Мы с вами знаем, что каждый весенний месяц в природе происходят какие-то изменения. Давайте вспомним, что происходило в природе в первый весенний месяц и подберем этому месяцу картинку.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы с вами справились и собрали наш календарь природы. Молодцы ребята. Вы правильно сказали, что май, последний весенний месяц, и что природа готовится к наступлению теплых летних дней. И вы правильно заметили ребята, что в мае все больше и больше появляется разнообразных цветов и посмотрите у нас в зале тоже появились цветы. Вы слышите? Что это за звук? Кажется, у нас появились не только цветы, но и кто-то еще? На что похож этот звук?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно ребята, это звук насекомых. В мае на улице мы можем встретить очень много разных насекомых. А каких насекомых вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Как много насекомых вы знаете. А может вы еще и знаете правила поведения, которые необходимо соблюдать при встрече с насекомыми? Расскажите мне пожалуйста.
Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята. Насекомые наши маленькие друзья и обижать их ни в коем случае нельзя, ведь каждый из них приносит нашей планете и нам с вами пользу. Но и не стоит забывать о том, что насекомые могут быть опасны для нашего с вами здоровья, ведь у них есть чем защищаться, это острые зубы и жала, которыми насекомые могут нам навредить.
Ответы детей
Воспитатель: Но мы ведь с вами не будем обижать насекомых? Тогда предлагаю отправиться на поиски насекомых, которые как мне кажется спрятались где-то в нашем зале.
Дети совместно с воспитателем ищут насекомых
Воспитатель: Ну что? Нашли?
Ответы детей
Воспитатель: И я не смогла найти. Ребята, я кажется поняла, насекомые спрятались в бутонах наших цветов. Только как же нам понять, какое насекомое спряталось в цветке?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно ребята, раскрывать бутон цветка ни в коем случае нельзя, иначе он погибнет. Поэтому я предлагаю не открыть его, а просветить. У меня есть волшебный фонарь, который сможет помочь нам в этом деле. Только мы должны с вами помнить, что просвечивать цветок нам нужно очень аккуратно, чтобы не повредить его и не сломать.
Воспитатель: Чтобы определить кто первым будет светить фонариком предлагаю посчитаться.
Дети совместно с воспитателем играют в считалку
Воспитатель: Вот мы и определили первого участника. Бери фонарик и выбирай первый цветок, который мы будем просвечивать.
Ребенок выполняет задание
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого вы видите?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно ребята, это жук. Но это не просто жук. Этот жук называется месяцем, в котором он появляется. Сейчас какой месяц? Май. Вот жук наш не простой, а майский жук. Повторите за мной ребята, майский жук. А вы что-нибудь знаете о майских жуках?
Ответы детей
Воспитатель: Представляете ребята, я вспомнила, что майские жуки приносят вред нашим лесам и полям, они откладывают личинки, которые живут в земле. У этих личинок есть крепкие челюсти, которыми они поедают корни растений. Растения от этого постепенно засыхают и погибают. Но истреблять их ни в коем случае нельзя, так как они являются едой для летучих мышей, птиц, ежей и даже лисы и медведи очень любят есть личинок этих жуков. Ну а если майские жуки завелись у вас в огороде, то нужно постелить на землю светлую ткань и рано утром, когда жуки еще спят, собрать их на эту ткань и отдать взрослым.
Воспитатель: Посмотрите, на нашем дереве тоже спят жуки. Давайте их осторожно переложим на ткань, и я унесу их в другое место.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы ребята. Пора просветить второй бутон и узнать, кто же спрятался в нем.
Воспитатель: Да, Муравей. Расскажите мне, что вы знаете о муравьях? А знали ли вы ребята, что муравьи очень сильные и очень выносливые. Один муравей может поднять 50 таких же муравьев за один раз. Вы сможете поднять 50 детей сразу? И я не смогу. И даже слон не сможет, а они могут.
Ответы детей
Воспитатель: А еще, муравьи самые трудолюбивые насекомые в наших лесах. В своих домах, муравейниках, у них всегда чистота и порядок. Может быть вы знаете что-то о муравейниках ребята?
Ответы детей
Воспитатель: Муравьи строят свои дома, муравейники в разных местах. Могут построить муравейник в щелях дерева, могут под замлей, а могут и вот такой высокий муравейник, который мы можем с вами увидеть в лесу. Посмотрите внимательно, как вы думаете, что это?
Воспитатель обращает внимание детей на отсеки, расположенные в муравейнике
Воспитатель: Обратите внимание, что в муравейнике есть отдельные отсеки, или комнаты. Так вот муравьи, очень опрятные насекомые, и у них в муравейнике всегда должен быть порядок. Каждая комната предназначена для чего-то одного. Посмотрите, что лежит в этой комнате? Во второй? В третьей?
Ответы детей
Воспитатель: Предлагаю помочь муравьям навести порядок и расположить все предметы в правильные помещения. Каждый из вас должен взять только один предмет и расположить его в нужный отсек.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы ребята. Предлагаю оставить наш муравейник и отправиться к следующему цветку. Кто следующий?
Ответы детей
Воспитатель: Кого вы видите ребята? Правильно, бабочка. Расскажите мне, что вы знаете о бабочках?
Ответы детей
Воспитатель: Бабочки настоящие волшебницы, такие же красивые, изящные. Но как мы с вами знаем, не сразу бабочки появляются на свет бабочками. А проходят длинный и трудный путь, для того чтобы стать яркой и красивой. Ребята, давайте вместе со мной вспомним откуда появляется бабочка и составим жизненный цикл бабочки.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы. Вот так появляются красивые бабочки. Ну а я предлагаю просветить следующий бутон. Кого вы увидели?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, пчела. Я думаю, что про пчел вы расскажите мне сами.
Ответы детей
Воспитатель: Вы все правильно сказали ребята. Пчелы приносят огромную пользу не только человеку, но и природе, так как на своих лапках переносят пыльцу с одних цветков на другие, таким образом на месте этих цветков появляются плоды. Ну и про вкусный и полезный мед мы тоже не забываем. Предлагаю нам с вами поиграть и собрать немного меда. Садитесь за столы.
Дети садятся за столы
Воспитатель: Собирать мед мы будем не просто так, а с каждой капелькой добавлять к нему слово описывающее его. Послушайте как это делаю я. Мед сахарный. Какой мед еще бывает?
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием. Вытрите руки салфеткой.
Воспитатель: У нас остался последний бутон. Кто еще не светил сегодня фонариком? Кого вы видите?
Воспитатель: Правильно ребята, это стрекоза. А вы знаете чем полезна стрекоза? Она не только красивая, но и поедает насекомых, комаров, например.
Воспитатель: Посмотрите вот еще одна стрекоза. Посмотрите какая она красивая, изящная. А какие у нее крылья?
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть крылья стрекозы поближе, для этого возьмите пожалуйста в руки лупы. На что похоже крылья у стрекозы? Крылья прозрачные как стекла и на них есть узор.
Воспитатель: Ребята, а вы видели когда-нибудь такие красивые крылья как у стрекозы? Я знаю один секрет, как можно нарисовать такие крылья и готова научить вас. Садитесь за столы.
РИСОВАНИЕ СТРЕКОЗА
Воспитатель: Ребята какие красивые стрекозы у вас получились. Покажите всем своих стрекоз.
Воспитатель: Ну вот мы и нашли всех насекомых на нашей поляне. Давайте вспомним, каких насекомых мы сегодня нашли.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Что бы вы хотели узнать еще?
Воспитатель: Пришло время прощаться с нашими гостями