МААМ-картинки

Открытый урок «Изготовление декоративных бусин из бересты»

Татьяна Корякова
Открытый урок «Изготовление декоративных бусин из бересты»

Тема: «Изготовление декоративных бусин».

Цель: Формирование и развитие у обучающихся уважения к народному творчеству через изделия декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Обучение начальным навыкам работы с берестой.

2. Развитие творческих умений и способностей обучающихся.

3. Воспитание уважения к природе, народно – культурным ценностям.

Ход занятия:

1. Орг. Момент. (Приветствие учащихся. Объявление темы занятия, целей и задач. Рассказ о ходе занятия)

Здравствуйте, ребята!

Публикация «Открытый урок „Изготовление декоративных бусин из бересты“» размещена в разделах

Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие. Сначала побываем в лесу, а потом посетим мастерскую ремесел.

И так, отправляемся в лес. Слайды смешанного леса.

Лес - является величайшим источником вдохновения и здоровья, он учит нас видеть и понимать прекрасное.

О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева.

Лес кормил наших далёких предков, давал им кров, защищал от солнца, ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей.

Лес дал нам первые орудия труда, познакомил нас с огнём и снабдил топливом.

Из дерева делались дома, лодки и домашняя утварь.

Но одно дерево является самым любимым деревом России и нашего Коми-округа? Символом души, неброской красоты и скромности. Может, вы назовёте его?

(ответы детей)

Молодцы, правильно! Это конечно береза! Слайды березы.

О белоствольной красавице сложено много песен, стихов и старинных обрядов.

(Переход на разговор о березе)

И нет прекраснее и тоньше

Чем тот берёзовый простор,

Где пахнет хлебом, пахнет рощей,

Наш дом на берегу озёр.

А береста, белея всюду,

Пейзаж российский бережёт,

Напоминая про былое,

Где у истоков счастье ждёт,

Она и лечит и врачует,

Спасая душу от невзгод,

И красоту свою дарует,

И чистоту свою блюдёт.

А в быту у берёзы было много важных дел. Слайды важных дел

Первое дело- мир освещать,

Второе дело- скрип утешать,

Третье дело - больных исцелять,

Четвёртое дело- чистоту соблюдать.

Давайте, расшифруем эту народную мудрость.

1. Как вы понимаете выражение мир освещать?

(Ответы детей)

Правильно, в старину из березовых поленьев делали лучины Слайд

2. А, как вы понимаете скрип утешать?

(ответы детей).

Оказывается, чтобы не скрипели колёса телег, люди смазывали их дёгтем. Слайд.

3. А, что может означать выражение больных исцелять?

(ответы детей).

Конечно, берёза обладает множеством лечебных свойств – это сок, веники, почки.

4. Ну и последняя мудрость, что означает – чистоту соблюдать?

(ответы детей).

Молодцы. Правильно.

Основной этап

Но есть у берёзы ещё одно важное дело – дарить красоту. Ведь кора берёзы – береста является одним из лучших, прочных и красивейших материалов для изготовления различных вещей.

Оказывается, в прошлом береста занимала большое место в жизни крестьянина.

Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть множество берестяной утвари :

Давайте посмотрим изделия, которые изготовляли раньше, в старину.

(слайд изделий)

Вопрос к учащимся.

А как вы думаете для чего же служили берестяные изделия?

Ответы детей

Например, корзина или пестерь;

- Туеса;

- Плетёные солонки.

Но прежде, чем сделать такое изделие, нужно заготовить бересту.

Начнём с заготовки.

(слайд)

Заготавливают бересту весной или ранним летом. В это время она легко снимается и имеет хороший цвет. После заготовки бересту сворачивают в рулоны, а можно и пластами. Затем ее хранят в специальных помещениях, в сухом прохладном месте, избегая попадания прямых лучей.

И так, я вас приглашаю в творческую мастерскую! слайды

Работа с обучающимися. Практическая часть.

В нашей мастерской мы будем изготавливать декоративные бусины, из которых потом можно собрать женское украшение - бусы.

Но прежде я вас познакомлю с видами бусин.

(рассказ о видах бусин)

Колокольчик, бочонок, усечённый конус, ягодка, тарелочка.

Так же у каждой бусины своя выкройка и они не похожи друг на друга.

Но мы будем изготавливать только один вид бусины – это колокольчик. Слайд

Для того чтобы изготовить изделие, надо приготовить всё необходимое к работе:

У вас у всех на партах лежат инструменты, с которыми мы с вами будем работать – ножницы и шило, береста уже готовая к работе, выкройки и тех. карта.

1. Внимательно смотрите и повторяйте за мной. (показ с комментариями). Мы выбираем небольшой кусок бересты, расслаиваем до нужной нам толщины.

2. Следующий этап - изготовление выкройки бусин. (Показ с комментариями)

На бересту прикладываем выкройку, обводим и вырезаем.

3. Сборка бусины (показ с комментариями)

Готовую выкройку наматываем на шило, затем вынимаем и от края хвостика отступаем 5 мл, прокалываем, и заправляем хвостик шилом в отверстие. Бусина готова.

Работать мы будем парами, каждая пара должна изготовить по 5 бусин определенного вида.

И так, вспомните, какой вид бусины мы будем изготавливать?

(педагог дает задание по парам на изготовление бусин вида колокольчик)

Самостоятельная работа детей.

Ребята, прежде, чем приступить к работе, мы с вами вспомним технику безопасности при работе с инструментами.

Как вы думаете, как правильно во время работы надо использовать ножницы и шило?

Да, молодцы!

Во время работы не размахиваем ножницами и шилом, работаем аккуратно.

Друг другу инструменты положено передавать, держась за лезвие.

А после работы все инструменты надо аккуратно положить для хранения в ящик.

• И так, приступаем к работе. Напоминаю вам, что на это у нас есть всего 15 минут. Работаем быстро и качественно!

Индивидуальная работа педагога с детьми.

Рефлексия (ответы на вопросы)

Ребята, наше путешествие подходит к концу.

Давайте поговорим о нашем занятии.

1. О каком дереве мы с вами говорили?

2. О каких важных делах в отношении применения березы в быту говорили в старину?

3. Какое изделие мы с вами изготовили на занятии?

4. Понравилось ли вам работать с берестой?

Дорогие ребята, а еще вас ждет небольшой сюрприз.

Сняла с березы бересты кусок

И сделала красивый туесок

Потом на склоне около ручья

Я ягоды собрала по края

А, возвращаясь, осторожно шла

И туесок свой бережно несла

И ягода, пропахшая дождем

Таинственно поблескивала в нем!

Поскольку между нами тайна есть,

Я ягоду одна не стану есть.

Клюквой той я угощу друзей,

Пускай владеют тайною моей!

Всего вам хорошего!

Публикации по теме:

Открытый урок: «Города России. Великий Устюг» Фестиваль «Города России. Великий Устюг» Цель: формирование основ художественной культуры ребенка через приобщение к ценностям и культуре.

Открытый урок группы «Малышок»Открытый урок группы «Малышок» Открытый урок группы «Малышок» Дети заходят в зал и здороваются со всеми. Распевка "Здравствуйте ладошки" Садятся на стульчики. Ведущая:.

Открытый урок «И. А. Крылов. «Квартет» Урок литературного чтения из раздела «Познаем секреты житейской мудрости» Тема :И. А. Крылов «Квартет». Цели: Обучающие: 1) Продолжать знакомить.

Открытый урок по математике Акмолинская область Зерендинский район село Куропаткино КГУ «Куропаткинская средняя школа» Решение простейших примеров и задач. Сравнение.

Открытый урок по математике для дошкольников Моя математика Тема: Зима. Декабрь. Цели: 1) Закрепляем понятия «следующее» и «предыдущее» число; 2) Закрепление понятий «четыре», «четверо»,.

Открытый урок по математике «Квадрат» Открытый урок по математике во 2 классе по теме: «Квадрат» Предмет: математика Класс: 2 Раздел: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

Открытый урок. По всем занятиям. ЧПОУ «Первая Европейская гимназия Петра Великого» Детский сад «Вундеркинд» Конспект открытого урока по всем предметам Младшая группа.

Открытый урок «Рекламное агентство»Открытый урок «Рекламное агентство» Цель открытого урока: - дать детям элементарные представления о работе рекламного агентства; - раскрыть сущность понятия реклама; - дать.

Открытый урок «Петушок и его семья» йымдастырылан оу іс – рекетіні технологиялы картасы Технологическая карта.

Открытый урок. За или против? Какое место занимает открытый урок в современной школе? Часть учителей относится к ним отрицательно, выделяя, прежде всего, показной характер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок «Изготовление декоративных бусин из бересты»
Опубликовано: 1 октября 2017 в 20:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД