Получи документы

Отражение в речи образного восприятия окружающего мира в процессе театрализованных игр

Кочкина Ольга
Отражение в речи образного восприятия окружающего мира в процессе театрализованных игр

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а следовательно, и личность в целом. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей?

Публикация «Отражение в речи образного восприятия окружающего мира в процессе театрализованных игр» размещена в разделах

Одной из составляющих развитие речевой среды в группе является разнообразные виды театра, в том числе и театрализованные игры.

В этих играх успешнее развивается диалогическая и монологическая речь, совершенствуются навыки ЗКР (темп, тембр, сила голоса, логическое ударение и др., расширяется активный словарь.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот ли иной образ. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка, его познавательно-речевое, эмоциональное развитие позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Театрализованные игры названы так за свою близость и театрализованному представлению.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- режиссерские игры;

- игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся:

- настольный театр игрушек;

- настольный театр картинок;

- стендовые театральные игры : стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр.

К играм-драматизациям относятся:

- игра-драматизация с пальчиками;

- игра драматизация с куклами бимбо;

- импровизация.

Участвуя в игре-драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

В отличие от сюжетно-ролевых, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру.

А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняются. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они также обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.

Очень важна правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:

- содержательность и разнообразие тематики;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимым для детей, как и сюжетно-ролевые игры;

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы д/сада.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную тему. Самостоятельность детской игры в большей мере зависит от того, знают ли они содержание сказки, сценария. Авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушивания его детьми. Ни в коем случае не искажать его. Но учить текст до начала игры не стоит. Иначе получится спектакль, а не игра.

Вначале воспитателю-ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей и проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и играйте дальше.

Наша речь в повседневном обучении, чтение, декламация, театрализованные игры служат первым образцом для подражания. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах.

Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка; как разговаривают 3 медведя.

Упражнение можно провести так:

Назовите сказку. А дети пусть угадывают, за какую девочку или за какого медведя вы говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте» (радостно, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, с надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); «Возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т. д.

Выберите четверостишие и прочтите его детям с разными интонациями. Попросите их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например, удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием.

Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др.

Обратите внимание детей на то, как изменятся смысл фразы в зависимости от ударного слога. Обязательно продолжайте упражнять их на фрагментах из театрализованных игр, например «Посадил дед репку», «И стала Федора добрей» и т. д. В кругу детей посадите перед собой ребенка, дайте ему в руки персонаж, себе возьмите другой. Ведите диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др.

Например, возьмите себе кубик, ребенку дайте мячик.

Воспитатель : Ребенок:

- Что у тебя? – Мячик

- Да нет, посмотри внимательно. – Вижу: мячик

- Нет, не мячик, а кубик. – Кубик?

- Да, кубик, кубик! – Нет, не кубик, не кубик

- В самом деле? А что же? – Мячик, мячик …

- Неужели мячик? – Да вот же, мячик!

Поменяйте игрушки на сказочные персонажи и пригласите других детей поспорить.

Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок.

Театрализованные игры помогут воспитателю, любящему своих детей, создать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Творческая деятельность дошкольников, к которой и относится театрализованная игра, формирует у дошкольников любознательность, чуткость к слову.

Имея опыт творческой работы со словом, в повседневном обучении дети также начинают широко использовать лексическое богатство родного языка, у них появляется грамматическая чуткость, развивается бережное отношение к родной речи.

В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей, а это помогает им стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

А общение способствует развитию детского коллектива. Все это является прямым подтверждением народной мудрости; «Уметь общаться – в счастье купаться».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира»Фотоотчет «Нетрадиционная техника рисования как способ выражения восприятия окружающего мира» Дорогие коллеги, хочу поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками. Каждый ребенок,.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отражение в речи образного восприятия окружающего мира в процессе театрализованных игр
Опубликовано: 7 сентября 2020 в 20:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД