Папки-передвижки

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»

Светлана Соболева
Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов

Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Публикация «Урок окружающего мира в 4 классе „Михаил Васильевич Ломоносов“» размещена в разделах

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы и для игры «Домино», портрет М. В. Ломоносова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке Карточка 1

Почему России нужен был флот?

Карточка 2

Расскажите о детстве Петра I.

Карточка 3

Чем царь Петр I отличался от других европейских правителей?

Карточка 4

Какие главные перемены произошли в России при Петре I?

2. Игра «Домино»

(Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)

1721г. Город на Неве Санкт-Петербург Главная улица Петербурга

Невский проспект Самое высокое здание в России в XVII в. Петропавловский собор Построена в честь Александра Невского

Александро-Невская лавра Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость Празднование Нового города 1 января

Первый музей-Кунсткамера Первая русская газета «Ведомости»

Дедушка русского флота Ботик Россия стала империей

(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 6 на с. 34—35 рабочей тетради. Чем воспользуемся для проверки? (Учебником.)

4. Сообщения учащихся

(Ученики рассказывают о Петре I.)

III. Самоопределение к деятельности

— По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ

(Донской, Невский, Петр, Ломоносов.)

— Какое из этих слов лишнее? Почему? (Лишнее слово Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.)

— Какая тема урока? («Ломоносов».)

— Что вы уже о нем знаете?

— Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

— Пользуясь текстом учебника, составьте план рассказа о М. В. Ломоносове.

(Ученики работают в парах. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

1. Работа в группах

— Восстановите деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

В Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Работа в парах.)

— Если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд на с. 36. ( По горизонтали: 2. Компас. 7. Ломоносов. 8. Астрономия. 9. Баренцево. 10. Университет. По вертикали: 1. Холмогоры. 3. Академия. 4. Венера. 5. Латинский. 6. Москва. 9. Белое.)

— В каком веке был открыт Московский университет? (ВXVIII.)

— В каком веке было изобретено книгопечатание? (ВXV.)

— В каком веке создавалась «Повесть временных лет»? (ВXII.)

— В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина? (В XVII)

— В каком веке в России произошло открытие Академии наук? (ВXVIII.)

— Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с. 37.

3. Конкурс «М. В. Ломоносов»

(Учитель задает вопросы по рядам. За правильный ответ ряд получает очко.)

1. В каком году и где родился М. В. Ломоносов? (В 1711 г. неподалеку от города Холмогоры.)

2. Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком.)

3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова? («Чайка».)

4. Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

5. Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет.)

6. Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

7. Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)

8. Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отправиться в Москву постигать науки.)

9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)

10. Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

11. Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко-латинскую академию.)

12. Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

13. Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.)

14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию.)

15. Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

17. Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

18. Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.)

19. Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М. В. Ломоносова.)

4. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

— Что для вас было самым интересным на уроке?

— О чем захотелось еще узнать?

— Что было трудным?

— Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 101—104 учебника.

Дополнительный материал

Детство Ломоносова.

Родился М. В. Ломоносов в 1711 г. в Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по-европейски на реке Двине парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Годы учебы. В декабре 1730 г. Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву. В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов и в декабре 1731 г. был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он академию в 1735 г. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка — на хлеб, 1 копейка — на квас, 1 копейка — на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды.

В Петербурге. В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 г. трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

Возвращение в Россию. В Россию вернулся в 1741 г. сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 г. адъюнктом физики — это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 г. получил звание профессора химии.

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Наши ближайшие соседи» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 02. 04. 2014 г. Класс: 3в Тема. Наши.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Вода — необыкновенное вещество…» Чеснокова Лариса Рахимовна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п. Первомайский Оренбургского района» Оренбургской области Первая квалификационная.

Презентация на тему: «Красная книга». Урок окружающего мира 1 класс В данной работе рассказывается об исчезающих видах растений и животных на территории Тамбовской области. Что может быть лучше длительного.

Рисунок для урока окружающего мира в 1 классе «Карась»Рисунок для урока окружающего мира в 1 классе «Карась» Данный рисунок был нарисован для урока окружающего мира в 1 классе. Тема урока " Кто такие рыбы?". Автором рисунка является Корчагина Анастасия.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мир в 3 классе «Петр Великий» по УМК «Школа-2100» Цель урока: Формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни. Задачи.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»
Опубликовано: 10 марта 2019 в 11:04
+121Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД