Папки-передвижки

Ознакомление детей дошкольного возраста с природным миром Крайнего Севера

Ольга Николаевна Попова
Ознакомление детей дошкольного возраста с природным миром Крайнего Севера

В настоящее время значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. Особенно эта тема актуальна при работе с детьми, живущими на Крайнем Севере.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.

Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с природным миром Крайнего Севера» размещена в разделах

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно - правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно - правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Таким образом, экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами культуры личности должны стать: экологические знания; экологическое мышление; экологически оправданное поведение; чувство любви к природе.

Учитывая специфику нашего региона, особое внимание в своей работе мы уделяем экологическому воспитанию дошкольников, делая большой упор на становлении понимания и переживания ребенком своего единства и неразрывной связи с живой природой Земли, ее эволюцией, на формирование осознанного и бережного отношения к природе Таймыра.

Проект способствует развитию умственных процессов (мышления, памяти, воображения, нравственности (общение дошкольников с природой и ее представителями, эстетичности (отображение результатов исследования в рисунках, самостоятельности.

Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомится с природой в процессе непосредственного общения с ней, экспериментирования, наблюдения, коллекционирования. С другой стороны изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей представлений о причинно - следственных связях, обобщенных представлений об объектах.

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Условия жизни на Крайнем Севере приводят к тому, что дети Норильского Промышленного Района живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей и продуктами переработки заводов.

Еще одна проблема – замена реальной природы виртуальной. Очень много времени современные дети проводят за компьютером, и животных (птиц и зверей) чаще всего видят по телевизору. А ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

Поэтому, мы считаем, что актуальность экологического проекта даст возможность детям видеть необычное в обычном, поможет обращать внимание на происходящее в окружающем их мире, ведь история полуострова Таймыр интереснейшая, а природа края первозданна и уникальна – «Здесь надо жить и видеть это… А на словах не передашь…»

Основной целью образовательного проекта является формирование гуманной, социально – активной, творческой личности ребенка - дошкольника, способной понимать и любить окружающий мир, природу Крайнего Севера.

Участниками проекта являются дети – дошкольники, посещающие МАДОУ, родители воспитанников, творческий коллектив педагогов и специалистов МАДОУ.

Реализация проекта позволяет решить следующие задачи:

расширять представления об особенностях климата Заполярья;

обогащать знания детей о хрупком растительном и животном мире Таймыра;

знакомить с полезными ископаемыми Норильского промышленного района; дать представление об охране окружающей среды, учить ребят предвидеть последствия некоторых действий человека на природу тундры.

Ожидаемые результаты проекта это - сформированность у дошкольников активной жизненной позиции, социальной ответственности.

Проектная деятельность осуществляется в несколько этапов: аналитический; практический; обобщающий.

Авторский проект включает в себя:

перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Крайнего Севера – полуострова Таймыр;

параметры диагностики определения уровня развития у детей экологических представлений о Таймыре;

материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с природным миром Крайнего Севера (в формате Роwer Point): «Вот какие они – обитатели Крайнего Севера», «Зеленый мир Таймыра», «Земля Таймырская»; иллюстрированный материал: «Земля Таймырская», «Обитатели тундры», «Обитатели моря», «Пернатые друзья тундры»;

цикл наблюдений за живыми объектами: «Подводное царство», «Пернатые друзья»;

цикл познавательных занятий:«Что растет в тундре?», «Снег и лёд», «Строение растений», «Главные жители в царстве моем», «Проказы Снежной королевы», «Лемминги»;

разработаны игровые обучающие ситуации (ИОС) для детей старшего дошкольного возраста по темам «Где яблоня прячет семена?», «Зачем тыкве семечки?», «Волшебное превращение бабочки», «Экскурсия в тундру»;

картотеку дидактических игр и игровых упражнений экологического характера, способствующих развитию познавательных процессов и активизации знаний дошкольников о животном и растительном мире Севера;

картотеку поисково – познавательной (экспериментальной) деятельности детей по блокам и по возрастам: «Вода – волшебница», «Воздух – невидимка», «Что у нас под ногами».

В детском саду созданы условия для подготовки детей к обучению основам экологии родного края через различные виды деятельности: познавательную, ценностно–ориентированную, творческую (художественно – эстетическую, коммуникативную:

поисково - экспериментальный уголок в МАДОУ, который включает в себя - библиотечку юного эколога: фольклор (загадки, пословицы, считалки, сказки коренных народов, населяющих Таймыр;

высокохудожественные произведения поэтов и писателей малых народностей Севера - Ювана Шесталова, Огдо Аксёновой, Леонида Лапцуя;

мини – музей МАДОУ «История Крайнего Севера» с целью систематизирования знаний о природе Таймырского полуострова, о местных народах в мини – музее представлены следующие методические пособия: национальные подвижные игры коренных народов Севера; фольклор коренных народов, населяющих Таймыр; сказки о животных; произведения поэтов и писателей, плакаты, иллюстрации, фото, буклеты, сюжетные картинки и т. п. ; репродукции произведений художником малых народов Таймыра; видеокассеты и диски («Путешествия по Таймыру», «Зеленый мир рядом с нами», «Страна Толсторога», «Флора и фауна таймырской тундры»; географические карты, атласы и энциклопедии.

В рамках реализуемого проекта осуществляется сотрудничество с социальными партнерами:

«Музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района; «Государственным природным заповедником «Большой Арктический»; «Норильская художественная картинная галерея».

Сотрудничество с родителями, в рамках проекта строилось на следующих приоритетных формах взаимодействия:

тематические родительские собрания на тему «Будьте осторожны в тундре!», «Животный и растительный мир таймырского заповедника»;

круглый стол под названием «Сбор и использование лекарственных растений Таймыра»;

привлечение родителей к участию в различных занятиях, выставках, конкурсах;

периодические печатные консультации «Художественная литература о природе», «Природа и нравственное воспитание детей», «Труд детей, по уходу за растениями и животными, дома и в детском саду»;

организация и проведение субботников по уборке, по озеленению и обогащению территории детского сада.

Сотрудничество с родителями в рамках вышеуказанного проекта помогло им освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Практическая значимость работы по развитию экологических представлений у детей дошкольного возраста, через ознакомление с природным миром Крайнего Севера помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания о природе родного края, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Список использованной литературы:

1. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград, издательство «Учитель» 2014г. – 232 с.

2. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.– 256 с.

3. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. А. Серебрякова. – 3 –е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010.–208 с.

4. Терентьева Е. Ф. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. –С–Пб. : Детство–пресс, 2003. – 319 с.

Публикации по теме:

Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей Движение – главное проявление жизни ребенка. Неподвижность приводит к понижению жизнедеятельности организма, замедлению роста, задержке.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром Данный опыт проводился воспитателем на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Конспект НОД по развитию речи Тема: Животный мир крайнего севера «В гостях у Умки» Конспект НОД по развитию речи Тема: Животный мир крайнего севера «В гостях у Умки» Цель: упражнять в образовании прилагательных в соответствии.

Конспект НОД в старшей группе «Животные крайнего Севера» ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЙНЕГО СЕВЕРА Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цели: познакомить детей.

Наблюдения в окружающем для средней группы в актированные дни (рекомендации для районов Крайнего Севера) 1. Цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме (разбить на несколько этапов) Этап первый. Где живет рыбка? В наблюдениях этого этапа.

Отчет по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»Отчет по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» Шилайкис Анастасия Сергеевна - воспитатель. Отчет по самообразованию «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское.

Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптации Доклад из опыта работы по теме «Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптациик детскому саду». воспитателя.

Самообразование «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» Шилайкис Анастасия Сергеевна - воспитатель. Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование».

Сентябрь. Наблюдения в окружающем для второй младшей группы (рекомендации для районов Крайнего Севера) Наблюдения в окружающем. Сентябрь. Многообразие осенних листьев Цель: показать детям многообразие красок «золотой осени». Раскрыть понятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей дошкольного возраста с природным миром Крайнего Севера
Опубликовано: 10 октября 2016 в 16:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД