МААМ-картинки

Опыт работы «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Ирина Золотникова
Опыт работы «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Цель

• Повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.

• Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи

Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.

Публикация «Опыт работы „Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование“» размещена в разделах

• Создать условия для экспериментальной деятельности детей в группе.

• Воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать у детей представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

С 2-3 лет познавательная активность ребенка, интерес к окружающему миру возрастает. Познавательная активность у детей раннего возраста выражается в проявлении интереса к разного рода предметам (материалам, осмысленной предметной деятельности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Но познание маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослый познает мир умом, маленькие дети эмоциями. Поэтому при проведении любой деятельности с детьми раннего возраста нужно помнить, что любое объяснение бесполезно для малыша. Только действие руками и восприятие предметов своими глазами дают полную картину о свойствах предметов. Сам по себе ребенок раннего возраста – это маленький исследователь, он готов без конца открывать и закрывать банки, пересыпать песок и переливать воду, рвать и мять бумагу и совершать невероятное множество других действий, позволяющих познакомиться с разными свойствами и соотношениями предметов и веществ. Учеными доказано, что интерес к окружающему миру, познавательная активность в раннем возрасте успешно развиваются в такой специфической деятельности как экспериментирование. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Роль взрослого в этом процессе заключается не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Интерес к проблеме экспериментирования в раннем возрасте побудил меня взять тему по самообразования по данному вопросу.

Свою работу я начала с написания перспективного плана игр-занятий с элементами экспериментирования. Запланировала проводить данные занятия один раз в месяц. Большая часть работы по экспериментированию проводится не только на занятиях, но и в совместной деятельности. Содержание данной деятельности включает ознакомление детей с различными объектами неживой природы (вода, песок, камешки, бумага, тесто и т. д.).

Понимая, что предметно-развивающая среда – это мощный фактор, обогащающий детское развитие, уделила ей особое внимание. В группе оборудовала уголок «Маленький исследователь», куда поместила различные материалы позволяющие познакомить с различными свойствами и соотношениями предметов. В группе есть центр песка и воды, который очень нравится детям. Игры с водой не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Во время игр с детьми обязательно обращаю внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного веса и размера, с отверстиями и без них. Дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений. Стремлюсь к тому, чтобы в предметно – развивающей среде постоянно появлялись компоненты, подлежащие детскому исследованию, чтобы она была неисчерпаемой и удовлетворяла потребность ребенка в новизне и преобразовании.

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса и т. д. На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Такое экспериментирование увлекает детей, в этом мы убедились на занятиях «Цветная водичка», «Волшебные краски».

Песочница – излюбленное место игр детей во время прогулок. Дети с огромным удовольствием лепят куличики, закапывают клад, а затем его ищут, учатся насыпать песок в ведерко лопаткой, утрамбовывать его, перекладывать из одной формочки в другую, копать ямки и насыпать большие кучи, сооружая дома и горки, вставляют в песок палочки, веточки, камешки и многое другое. Дети делают выводы, что из сухого песка нельзя ничего построить, песок сыплется и куличик ломается. А вот из мокрого можно лепить и строить. Игры – занятия с песком ещё и очень полезны для здоровья, они благотворно влияют на психику, создают умиротворенное настроение, гасят негативные эмоции, развивают целый спектр умений и способностей, развивают мелкую моторику и координацию движений рук, тактильные чувства и воображение, мышление, фантазию, речь.

Много впечатлений получают дети от игр с камешками. С ними дети встречаются на прогулке, видели на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет – становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (пемза, туф). А если камешки собрать в жестяную баночку, ими можно погреметь. Камешки можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, ими можно попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом рассматривать. Их можно исследовать на шероховатость, гладкие камешки приятно катать между ладонями. Такая игра-экспериментирование воспитывает у детей познавательный интерес к окружающему миру, формирует представления о некоторых свойствах предметов.

Много возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. В бумагу можно завернуть разные игрушки, можно порвать её на мелкие кусочки и заполнить ею разные ёмкости. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики. На занятии «Кораблик для зайчонка» дети познакомились с разными видами бумаги, пробовали построить из неё кораблик и выяснили, что только из альбомной бумаги можно построить кораблик, который не утонет. Дети проявляли любознательность и с удовольствием экспериментировали, проявляли интерес к предметному миру, познавая его свойства.

При проведении игр- занятий с элементами экспериментирования главное предоставить ребенку больше свободы и чаще побуждать подумать, не торопиться отвечать за детей. Доброжелательное внимание взрослого создает благоприятную эмоциональную атмосферу общения, придает ребенку уверенность в своих силах, ощущение важности его занятий, а оценка стимулирует желание продолжать и совершать свои действия, исправлять свои ошибки, добиваясь правильного результата. Главное помочь ребенку построить свой мир, где он будет высшим судьей и полным хозяином.

В ходе проведенной работы отметила, что дети проявляют интерес к предметному миру, любознательность, с удовольствием экспериментируют с разными предметами и материалами. Знакомясь с предметами, дети накапливают представления об их свойствах, что очень важно для их дальнейшего развития. У детей сформирована элементарная познавательная активность, показателем которой является интерес детей к предметам, материалам, стремление к обследованию и действию с ними, эмоциональная вовлеченность в деятельность.

Список используемой литературы

• Прохорова Л. М. Организация экспериментальной деятельности дошкольников М. Аркти, 2008г.

• Шевченко Р. Г. Методическая разработка «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование». Совушка. 2019г. №1.

• Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования»

Материалы интернет-сайтов – Пресс, 2014г.

• Чехонина О. «Экспериментирование, как основной вид поисковой деятельности». Дошкольное воспитание, 2007г. №6.

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы»Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Опубликовано: 2 ноября 2021 в 20:00
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Золотникова (УИ 559464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД