Ольга Соколова
Ознакомление с художественной литературой посредством музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с художественной литературой посредством музыкального воспитания дошкольников
Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, знакомя детей с художественной литературой, порой, невозможно не говорить о музыке. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления. Музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с литературой. Очень многие литературные произведения для детей имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное звучание.
Публикация «Ознакомление с художественной литературой посредством музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Музыка, точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Музыка способна вызвать у детей соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений. Знакомство детей с художественной литературой посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Как можно использовать этот неисчерпаемый ресурс на занятиях по чтению художественной литературы? Возможности и пути многообразны.
• Музыка может играть роль фона, эмоционально поддерживающего тему занятия. На подобных занятиях необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор детей, не слишком отвлекая их от основной темы. Такой прием может быть использован на уроках, посвященных изучению поэтических произведений. Музыка может стать основой для мелодекламации, что всегда делает стихи более выразительными. Так фортепианный цикл Чайковского «Времена года» может стать прекрасным музыкальным фоном для чтения стихов русских поэтов о природе.
• Вторым приемом использования музыки на занятии является иллюстрирование литературного произведения при помощи цитат из произведений музыкальных. Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина, можно прослушать фрагменты «Полет шмеля», «Арию царевны Лебедь».
• Следующим приемом использования музыки на занятиях по чтению художественной литературы является анализ тех эпизодов, в которых музыка характеризует героя.
• Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др., игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Здесь помогут музыкальные иллюстрации и пьесы о животных, звучание музыкальных инструментов, на которых герои играют в сказке.
• Инсценирование и музыкальные игры-драматизации, основанные на литературном материале. Этот метод становится одним из средств развития детского творчества в т. ч. и творческого восприятия и интерпретации литературных произведений, глубокого проникновение в их содержание, образы главного героя сказки или рассказа, их переживания поступки. Здесь могут быть использованы различные песни, музыкально-ритмические композиции, музыкальные связки. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
• Проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций, музыкально-литературные гостиные. Главная задача этого метода – развитие интереса к музыкальным и литературным произведениям, активизация слушательских впечатлений, гармонизация личности, развитие способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественно-творческих потенций. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции — возможность для детей испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие).
• И самым, пожалуй, сложным, но самым информативным и насыщенным является урок сопоставления двух одноименных произведений.
Рекомендуемые музыкальные произведения к литературе для детского чтения.
Русские народные сказки о животных
А. Т. Гречанинов, «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон», музыка опер.
Л. Яначек, «Приключения Лисички-плутовки, сюита.
В. А. Успенский, «Добрый заяц и другие обитатели леса», симфоническая сказка для детей.
А. Сен-Санс, «Карнавал животных»
Русские волшебные сказки
Н. А. Римский-Корсаков, «Кащей Бессмертный (осенняя сказка, музыка оперы.
И. Ф. Стравинский, «Жар-птица», музыка балета.
А. К. Лядов, «Баба Яга», симфоническая картинка к русской народной сказке «Кикимора»; «Волшебное озеро», симфоническая сказочная картинка.
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки».
С. С. Прокофьев, «Сказки старой бабушки».
Русская народная сказка «Снегурочка»
П. И. Чайковский, «Снегурочка», музыка к пьесе.
Н. А. Римский-Корсаков, «Снегурочка», музыка оперы.
Русская былина «Садко»
Н. А. Римский-Корсаков, «Садко», музыка оперы и музыкальная картина.
Ш. Перро, «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица». Ц. А. Кюи, «Красная шапочка», «Кот в сапогах».
Дж. Россини, «Золушка», музыка оперы.
С. С. Прокофьев, «Золушка», музыка балета.
П. И. Чайковский, «Спящая красавица», музыка балета.
О. Респиги, «Спящая красавица».
Г. -К. Андерсен, «Маленькая русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей».
А. Дворжак, «Русалочка» (лирическая сказка, музыка оперы.
С. С. Прокофьев, «Гадкий утенок», сказка для голоса с оркестром.
И. Ф. Стравинский, «Соловей», музыка оперы.
А. С. Даргомыжский, «Русалка», музыка оперы
Э. Т. А. Гофман, «Песочный человек», «Советник Креспель», «История о потерянном отражении», «Щелкунчик и Мышиный король».
Ж. Оффенбах, «Сказки Гофмана», музыка оперы.
Л. Делиб, «Коппелия», музыка балета.
П. И. Чайковский, «Щелкунчик», музыка балета.
А. С. Пушкин, «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». Н. А. Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане», музыка оперы.
П. П. Ершов, «Конек-Горбунок».
Р. К. Щедрин, «Конек-Горбунок», музыка балета.
Ц. Пуни, «Конек-Горбунок», музыка балета.
П. П. Бажов, «Каменный цветок».
С. С. Прокофьев, «Сказ о каменном цветке», музыка оперы.
Р. Киплинг, «Маугли».
Ю. Н. Корнаков, «Маугли», сюита из балета, музыка балета.
Д. М. Барри, «Питер Пен».
И. Е. Рогалев, «Питер Пен», музыка балета.