Лучший педагог года

Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития

Вера Александровна Павлова
Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития

Оценивая интеллектуальную готовность детей к школе, отмечается основная черта – низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности.

Главная задача в работе с детьми с задержкой психического развития – преодоление задержки развития, подготовка к обучению в школе.

Особое место здесь занимает образовательная деятельность по ознакомлению представлений об окружающем мире. Основными целями этой образовательной деятельности являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Публикация «Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

Система работы образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром связывает воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающем миром состоит не только в создании полных и устойчивых представлений о разнообразии и изменчивости окружающего мира, но главное – в формировании отношения ребенка к тому, что его окружает, поведения в социуме, природе.

В процессе ознакомления представлений об окружающем мире у детей необходимо продолжать развитие последовательных познавательных установок: «Что это такое?», «Что с ним можно сделать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой?».

Моя задача состоит в том, чтобы подвести детей к пониманию последовательности явлений и установлению некоторых связей между предметами и явлениями природы, например причинных (временных): солнце светит мало, поэтому стало холодно; когда мороз – замерзают лужи; холодно – птицы голодные, их надо подкармливать; а также к простейшим обобщениям.

Расширяя представления детей о сезонных явлениях природы, я стараюсь привлекать их внимание к признакам наступающего времени года, например, рассказывала, что осенью не так тепло, как летом, на небе тучи, часто идут дожди. Для закрепления использовала мнемотехнику, что помогло детям запомнить признаки того или иного времени года.

С начала у детей формировались обобщенные представления об основных разновидностях свойств предметов, так называемых «сенсорных эталонов» (цвет, форма, величина, а также варианты расположения предметов в пространстве).

На базе этих знаний идет формирование разносторонних конкретных представлений о предметах и явлениях.

Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний, указывает С. Г. Шевченко, - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектом.

Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, Р. Оуэн и другие считали, что умственные силы ребенка, его нравственные качества ничто так не формирует, «как наблюдение различных царств естественного мира».

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей детей.

Среди коррекционных задач выделяются:

1. Расширение кругозора детей

2. Воспитание познавательной активности

3. Обогащение чувственного опыта

4. Активизация интеллектуальной деятельности путем формирования

умственных операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов, находящихся в ближайшем окружении ребенка

5. Обучение построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах

6. Развитие речи включающее:

а) обогащение словаря,

б) обучение построению высказываний,

в) обучение составлению сюжетных и описательных рассказов.

Система обучения дошкольников с окружающим миром осуществляется по следующим основным направлениям. Сначала у детей формируются обобщенные представления об основных разновидностях свойств предметов, так называемые «сенсорные эталоны» (цвет, форма, величина, а также варианты расположения предметов в пространстве).

Исключительно важную роль в этой образовательной деятельности приобретает организация активной продуктивной деятельности детей, включающей выявление различных свойств предметов, а также связей и взаимоотношений между объектами и их частями с помощью широкого использования всех видов продуктивной деятельности: аппликации, рисовании, лепки, работы с природным материалом, конструирования.

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности:

- непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями;

- предментно-практической деятельности детей и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Для формирования элементов учебной деятельности огромное значение имеет сюжетно-ролевая игра, которая отражает, в первую очередь, сложившиеся у ребенка знания и представления об окружающей действительности. Содержание таких игр являются объекты и отношения социальной среды, близкие жизненному опыту ребенка. Например: «Магазин», «Поликлиника», «Почта» и другие.

Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов. Практически решил эту проблему Ш. А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания.

Первоначальные представления об изучаемых предметах и явлениях дети получают посредством наблюдений во время целенаправленных прогулок и экскурсий.

Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наблюдение это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя наблюдение педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразовании в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Словесные методы – это рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Решая определенные задачи, педагог строит рассказ с учетом опыта и интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе 1. «Я – человек» Цели: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; - Учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 17:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД