Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительные свойства воздуха»

Галя Логинова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительные свойства воздуха»

«Удивительные свойства воздуха»

Цель:

Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1) расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

2) познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

3) активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

1)развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

2) развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к окружающей жизни, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка, баночки с «запахом» и без запаха, полиэтиленовые мешочки, бумага, баночки с водой, клюква, мел, камушки, стаканчики с салфетками.

Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Словарная работа: учёные, лаборатория, вентилятор, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Ход занятия.

Воспитатель: (покрутив глобус).

Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.

Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).

А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим?

Воспитатель: Чего больше на Земле, суши или воды? (Воды)

Воспитатель: Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе - это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.

Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу? (Четыре)

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста? (Северный - ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан)

Воспитатель: Назовите обитателей океана? (Рыбы, киты, дельфины т. д.)

Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди? (Люди живут на земле, т. е. на суше)

Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы, а это самолёты. Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нём. И если бы не было этого воздушного океана, то не было и жизни на земле.

Воспитатель: А что такое воздух? (Это то, чем дышат люди, растения, животные)

Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

Подыши другой ноздрей.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Воспитатель: Ребята, молодцы! Почувствовали воздух? Вы сами, того не замечая, провели опыт с воздухом, как это делают настоящие учёные. И сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию, где вас ждёт много интересного (идёте по кругу вдоль столов в лабораторию).

Воспитатель: Ребята, идём тихо, никого не отвлекаем, никому не мешаем. Посмотрите, здесь кто-то работает.

Здравствуйте, а мы к вам.

Г. Е. : Проходите, пожалуйста, а я вас жду. Мне сообщили, что сегодня придут дети из д/с ко мне в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (помещение, где много приборов для экспериментов)

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, быть внимательными, аккуратными, спокойными.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная коробочка.

Хотите узнать, что в ней находится? (открываю)

Что вы видите в коробочке?

Дети: ничего.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы догадаетесь, что находится в коробочке.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Ребята, как вы думаете: что это за невидимка?

Дети: воздух.

Воспитатель: Я приглашаю вас в свой мир — мир необычного и таинственного. Я приглашаю вас в лабораторию, где мы сможем увидеть, услышать и почувствовать воздух. (Дети надевают халаты)

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать (ставит песочные часы). Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет). Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух (растениям,животным)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Вывод: воздух жизненно необходим.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. Они поднимаются вверх А почему? (Потому что они лёгкие) Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух выходит из воды. А теперь подуйте сильнее. Что происходит? (Буря) Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Вывод: внутри нас есть воздух.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимка, волшебник)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не ви-дим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями! (Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!)

Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) Сейчас мы это проверим. Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи, апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Саша ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами выйти сухими из воды. Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим. Это - стакан, а это – салфетка. Потрогайте её, она сухая? Больше в стакане ничего нет.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду)

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки воздуха)

Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ : в пакете, в меле и т. д.

Физкультурная минутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли и кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали и локтями повращали.

Вправо, влево повернулись, на соседа оглянулись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Вверх и вниз рывки руками, будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем — нужно ноги укреплять.

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод: Воздух легче, чем вода.

Воспитатель: У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку:

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть. А что такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)

Вывод: воздух может двигаться.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали (теплый ветер)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Игра «Воздушные вихри» Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.

Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер - это и есть воздух.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть бутылочка. Что в ней находится? (Воздух). Наденем на неё шарик, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим бутылку в стакан с горячей водой. Что происходит? Шарик надувается. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. Теперь поставим бутылку в ёмкость с холодной водой. Что мы видим? Шарик втянулся. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается.

Воспитатель: А что будет, если чистый и воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно.

Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Воспитатель: Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Чтобы жизнь торжествовала,

Охранять нам воздух надо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Стихи о воздухе.

Воспитатель:

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны - поднимите руку, если нет, не поднимайте. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да.

Воздухом дышат люди и животные. Да.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет

Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет.

Воспитатель:

Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились.

Итог Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. А сейчас вам пора возвращаться.

Е. П. : Спасибо вам Г. Е. за интересные опыты, за вашу работу. Мы обязательно придём к вам в следующий раз. Ребята, нам пора возвращаться в д/с. (уводит детей по кругу, сажает на стулья). Ребята, Г. Е. – руководитель лаборатории передала нам видеосюжет, который мы с вами сейчас посмотрим. Называется он «Воздух и его охрана».

После видеосюжета: а сейчас, попрощаемся с гостями и пойдём на прогулку продолжать знакомство с воздухом.

Публикации по теме:

Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» «Удивительные свойства воздуха» Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования. Задачи: • Способствовать.

Конспект НОД ознакомлению с окружающим миром «Волшебные свойства воды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад «Колосок», филиал «Заринский детский сад «Солнышко».

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха» Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха» Участники: воспитатели, дети средней группы. Цель: формирование представлений.

Конспект занятия «Свойства воздуха» «Свойства воздуха» Задачи по областям: «Познание»: познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха» Цель: развивать познавательную активность.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Объединения «Юные исследователи» ДОУ №25 г. Дубна Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Свойства воздуха" Цель: дать представление.

Видео и конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Эти удивительные деревья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 г. Ульяновск 2019 г. воспитатель Перова Тамара Александровна. Конспект.

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: создание.

Открытое занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха» Цель: Расширять и систематизировать знания детей о свойствах воздуха (невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды, источниках.

Конспект занятия «Свойства воздуха и воды» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, опытно- экспериментальная. Цель: Познакомить детей со свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 14:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД