Получи документы

Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика — неотъемлемая составляющая музыкальных занятий в детском саду»

Таможник Ирина Витальевна
Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика — неотъемлемая составляющая музыкальных занятий в детском саду»

Важность пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют первостепенную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замёрзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несёт в себе полезную информацию). Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённой потешкой. Пальчиковые игры учат детей читать стихи выразительно и эмоционально. Дети развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

Публикация «Памятка для родителей „Пальчиковая гимнастика — неотъемлемая составляющая музыкальных занятий в детском саду“» размещена в разделах

Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

В ясельной группе простые пальчиковые игры с текстом направлены на развитие координации движений пальцев и кисти руки, учат соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

К старшему возрасту пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, формируют понятия звуковысотного слуха и голоса, развивают память, интонационную выразительность и артикуляционный аппарат.

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка : слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением и без него могут проводиться на праздниках, на прогулках, во время проведения физминуток и дома.

Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников. И это происходит не только за счёт того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве любимых композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария. Значит, ребёнок, ежедневно гоняющий на клавиатуре рояля скучные гаммы, занимается тем, что обеспечивает себе больший развивающий потенциал, чем его ровесник - не музыкант.

Пальчиковые игры и упражнения – так же уникальное средство для развития детской речи. Они направлены на помощь детям дошкольного возраста в освоении навыков активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и т. д.

А проведя взаимосвязь между речью и пением, хочется напомнить слова великого русского певца Ф. Шаляпина: «Хорошо сказанное – наполовину спето».

Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику и жесты, распознавать эмоции (радость, огорчение, страх, удивление и др., изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера, снимать напряжение.

Все подобные игры развивают не только музыкальность ребёнка, его пальцы, речь, но и одновременно формируют многие личные качества – пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствуют развитию внимания и памяти, повышают общий уровень организации ребёнка.

Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции. Их с успехом можно включать в работу с дошкольниками. Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

1. Сорока-сорока

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока-сорока

Кашу варила,

Деток кормила. Родитель загибает пальчики :

Этому дала, мизинец,

Этому дала, безымянный,

Этому дала, средний,

Этому дала, указательный,

Этому дала. большой.

2. Ладушки-ладушки

Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры.

Родитель хлопает своей ладонью по ладошке ребёнка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая малыша к ответным действиям.

Ладушки-ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

3. Этот пальчик – бабушка

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Родитель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

4. Этот пальчик хочет спать

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Родитель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

5. Тук-тук – я стучу

Цель: развивать моторику руки.

Ход игры.

Родитель читает стихотворный текст, побуждает ребёнка удерживать руку в кулачке. Отстукивает кулачком малыша по поверхности стола каждое слово потешки:

Тук-тук – я стучу,

Новый столик сколочу.

6. Колобок

Цель: развивать моторику руки.

Ход игры.

Ребёнок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом, который произносит родитель

Кулачок – как колобок.

Мы сожмём его разок.

Одна рука сжата в кулак – «колобок», другой ребёнок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

7. Поехали – поехали

Цель: учить ребёнка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Ход игры.

Поехали- поехали,

С орехами, с орехами,

К дедушке за репой,

Жёлтой, большой, Показывает,

Вот какой! разводя ладони в стороны.

Поехали-поехали,

К зайчику за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим,

Вот каким! Показывает, разводя ладони

в стороны.

8. Весёлые маляры

Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Ход игры.

Ребёнок имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх-вниз, слева-направо (локти на уровне груди) под чтение педагогом двустишия:

Мы покрасим этот дом,

Жить Ванюша будет в нём.

9. Повар

Цель: развивать моторику обеих руки.

Ход игры.

Ребёнок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против неё в сопровождении стихотворного текста, произносимого родителем

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

10. Пила, пила

Цель: развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Ход игры.

Ребё нок выполняет скользящие движения ребром ладони по поверхности стола:

Пила, пила,

Пили быстрей,

Мы строим домик для зверей.

11. Зайкины ушки

Цель: развивать мелкую моторику руки.

Ход игры.

Пальчики зажаты в кулачке. Ребёнок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперё д под стихотворный текст:

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

12. Сидит белка на тележке

Цель: развивать мелкую моторику обеих руки.

Ход игры.

Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого:

Сидит белка на тележке,

Продаё т она орешки: Загибает:

Лисичке-сестричке, большой палец,

Воробью, указательный,

Синичке, редний,

Мишке толстопятому, безымянный,

Заиньке усатому. мизинец.

13. Ладошки

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры.

Ребёнок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом:

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

14. Солим щи

Цель: развивать мелкую моторику руки.

Ход игры.

Перетирающие движения тремя пальцами – большим, указательным и средним.

С целью активизации мышечных ощущений рекомендуем проводить это упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.

15. Бумажный мячик

Цель: развивать моторику обеих руки.

Ход игры.

Ребёнку предлагается скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:

• кистью руки отталкивать мячик;

• перекатывать мячик по столу

16. Птички пьют из бочонка

Цель: развивать мелкую моторику руки.

Ход игры.

Пальчики одной руки сжаты в кулак, пальцы другой руки попеременно вставляются сверху, в образовавшееся отверстие в кулаке.

Свистнул чижик:

- Фью, фью, фью!

Я с утра росинки пью.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика за пять минут» Пальчиковая гимнастика за пять минут Большим успехом у ребятишек пользуется «Пальчиковая гимнастика за пять минут», с помощью которой детей.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика вместе с мамой» Консультация для родителей " Пальчиковая гимнастика вместе с мамой" Кисти рук и движения пальцев ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду Пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду Всем известно, что учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой.

Памятка для родителей «Чем занимаются с детьми в детском саду» Чем занимаются с детьми в детском саду. 1. Сенсорное воспитание. -Это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие,.

Памятка для родителей «Правила поведения родителей в детском саду» Памятка для родителей Правила поведения родителей в детском саду Детский сад – это учреждение, которое не освобождает родителей от воспитания.

Памятка для родителей «Правила пребывания ребенка в детском саду» Памятка для родителей «Правила пребывания ребенка в детском саду» подготовлено воспитателем МДОУ «Детский сад №4» с. Александрия Алференко.

Памятка для родителей в детском саду Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим.

Памятка для родителей в детском саду «Читаем сказки детям» Памятка для родителей в детском саду «Читаем сказки детям» Уважаемые родители! В наше время трудно оторвать детей от планшета и компьютера.

Памятка для родителей «Правила поведения в детском саду и дома» Правила поведения родителей в детском саду. Детский сад – это не исправительное учреждение, а дом добра, заботы и любви, поэтому.

Семинар-практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика» Семинар-практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика». Цель: обучение родителей методам развития мелкой моторики пальцев рук. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика — неотъемлемая составляющая музыкальных занятий в детском саду»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 00:42
+77Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД