Папки-передвижки

Пальчиковый театр — тантамарески для формирования коммуникативной компетенции и развития мелкой моторики у детей с НОДА (4 фото)

Кузнецова Ольга Сергеевна
Пальчиковый театр — тантамарески для формирования коммуникативной компетенции и развития мелкой моторики у детей с НОДА

Авторы: Кузнецова Ольга Сергеевна, Курова Ольга Владимировна.

В детском саду «Журавлик» наряду с общеразвивающими группами, имеется разновозрастная группа компенсирующей направленности, которая создана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дети этой группы окружены заботой и вниманием всего персонала детского сада. Но большинство детей этой группы отстают в развитии от своих сверстников. Кроме деформации опорно-двигательного аппарата у них имеют место проблемы, связанные с основным нарушением. Это затруднения в координации движений, слабое развитие мелкой и общей моторики, недостаточное развитие пространственного восприятия. Детям затруднительно самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть молнию или застежки. Те ребята, которые могут самостоятельно передвигаться, испытывают сложности в совершении действий правой или левой руки, вследствие чего затруднены прикладные виды деятельности такие, как рисование, лепка, аппликация. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Публикация «Пальчиковый театр — тантамарески для формирования коммуникативной компетенции и развития мелкой моторики у детей с НОДА» размещена в разделах

Нашим воспитанникам характерны определенные особенности в формировании личности : периодически пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, эгоцентризм. Развитие таких качеств связано с тем, что дети рано осознают свой физический дефект. В их воспитании имеет место родительская гиперопека, которая частично ограничивает их активность и самостоятельность и затрудняет его интеграцию в среде сверстников.

Перед воспитателями этой группы стоит сложная задача - развивать познавательные способности, укреплять моторные навыки, эмоциональный интеллект у ребятишек, формировать такие качества, как отзывчивость, сопереживание. Большой труд ложится на педагогов, которые изо дня в день прилагают душевные и физические силы в организации работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитатели развивают двигательные навыки через игру с постепенно усложняющимися заданиями, тесно работают с родителями и специалистами ДОУ.

Конечно, при работе с детьми с подобным диагнозом помогают различные приемы: это и массажи, это пальчиковая гимнастика, все виды продуктивной деятельности.

Одним из приемов, который помогает детям развить вышеперечисленные качества, является театрально-игровая деятельность. Театрализованные игры являются неисчерпаемым источником развития детей. Участие в театрализованных играх заставляет любого ребёнка сопереживать персонажам и событиям, снимает у него зажатость и скованность (ведь он действует не от своего имени, а от имени героя, позволяет активизировать речь.

Некоторые виды театра позволяют развивать и укреплять мелкую и общую моторику у детей, координацию движений, а также согласованность двигательной и чувственной сферы.

Хотелось бы рассказать о той находке, которая оказала неоценимую помощь в развитии чувств, переживаний, эмоциональных открытий - это театр пальчиковых кукол - тантамарески. Это - яркая, небольшая игрушка, которая одевается на 2 пальца руки и сразу «оживает». Изготовление игрушки занимает достаточное время, так как она чаще всего сшивается из фетра, детали вышиваются нитками мулине, затем игрушка набивается изнутри синтепоном и хорошо держит форму. Есть более простой способ изготовления тантамарески : изображение кукол можно распечатать на цветном принтере, но при этом желательно обратную сторону оформить фетром для более приятного тактильного ощущения. Тантамареска быстро узнаваема для детей. Она двигается, несет в себе интересный образ, «разговаривает» устами ребенка, а в нашем случае, ею управляет ребенок.

Благодаря театру тантамаресок, у детей развиваются навыки воображения, коммуникативные и творческие способности. Дети учатся импровизировать, развивать диалог друг с другом, речь и мелкую моторику, что очень важно для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ранее мы использовали в работе обычный пальчиковый театр, который так же важен для детей, но именно шагающая куколка (дедушка или мишка) выглядит более реалистичными и несет более яркую эмоциональную составляющую.

Мы убедились, что тантамарески – прекрасное дидактическое пособие, которое способствуют овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Совместно с тантамаресками удобно и целесообразно использовать пальчиковые дорожки (сенсорные). Для изготовления дорожки на плотную ткань пришиваются пуговицы разного диаметра, можно использовать тесьму с нашитыми на ней мелкими цветочками. Направление таких дорожек может быть разным: прямое, волнообразное, угловое. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков (идут по дорожкам). Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

Ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру, к тому же на пальчиках находится куколка, поэтому он выполняет все с удовольствием и радостью.

Надо отметить, что детям первоначально было достаточно сложно управлять куколкой, пальцы не сгибались в фалангах, дети не могли их переставлять. Довольно простые движения, которые с легкостью может выполнить ребенок даже младшего возраста, детям с нарушениями движений, из-за повышенной спастики, это давалось с огромным трудом. Персонаж не шагал, а скользил по столу, по сенсорным дорожкам пальцы не наступали на пуговицы, а хаотично двигались. И только благодаря тренировке в игровой форме, нашим детям удалось синхронизировать свои действия в плоскости: движения-слово- действие.

Мы разработали следующий алгоритм построения работы с тантамаресками :

1. Изготовление игрушек и сенсорных дорожек.

Для этого использовали различный материал: цветной фетр, ламинированное цветное изображение кукол, выкладывание сенсорной дорожки из пуговиц разного диаметра с использованием шнура, мелких деталей для творчества.

2. Демонстрация кукол детям.

Мы показали их детям, дали возможность потрогать их, рассмотреть, определить и назвать каждого персонажа. Затем показали, как они передвигаются, то есть «оживили» их.

3. Обучение надевания тантамаресок на пальцы и показ движений с ними.

Обучили «хождению» игрушкой вначале по ровной поверхности. Затем после нескольких занятий дети учились шагать и даже перешагивать пальчиками по столу, потом по сенсорным дорожкам (например, мышка бежит по извилистой дорожке, дедушка шагает по большим камушкам и т. д.).

4. Заучивание небольших стишков.

Благодаря двигающимся фигуркам стихи запоминались детьми намного быстрее.

5. Чтение сказок и распределение ролей для будущей театрализации с учетом имеющихся фигурок.

6. Показ спектакля с использованием тантамаресок. Педагог рассказывает знакомую сказку, например, «Колобок», дети разучивают роли, показывают ее родителям.

7. Придумывание самостоятельно сказок, историй и их показ.

В заключение хотелось бы отметить, что в силу особенностей здоровья детей, нельзя ожидать большой динамики в их развитии. Но даже те, малейшие изменения, которые постепенно происходят у ребятишек, вселяют надежду на то, что время, которое дети проводят в детском саду, безусловно идет им на пользу, и их успехи, это наши успехи. Мы всегда в поиске новых находок, которые могут помочь детям с диагнозом ДЦП в их развитии.

Данный прием работы с детьми, с использованием тантамаресок - этому подтверждение.

Пальчиковый театр — тантамарески для формирования коммуникативной компетенции и развития мелкой моторики у детей с НОДА
Фото №1 Авторы Кузнецова Ольга Сергеевна Курова Ольга Владимировна Фото №2 В детском саду Журавлик наряду с общеразвивающими группами имеется разновозрастная группа компенсирующей направленности которая создана для детей с нарушением опорно двигательного аппарата Фото №3 Дети этой группы окружены заботой и вниманием всего персонала детского сада
Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Пособия для развития мелкой моторики рук детейПособия для развития мелкой моторики рук детей Пособия для развития мелкой моторики рук детей[/b] Существует множество игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей. Их можно.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковый театр — тантамарески для формирования коммуникативной компетенции и развития мелкой моторики у детей с НОДА
Опубликовано: 28 сентября 2023 в 15:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД