Получи документы

Памятка для родителей «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР»

Ольга Ефремова
Памятка для родителей «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР»

Подготовил: учитель-логопед МБДОУ детский сад №5 «Теремок»

г. Железноводска

Ефремова Ольга Викторовна

Памятка для родителей.

Развитие грамматического строя речи

у детей с ОНР.

Публикация «Памятка для родителей „Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР“» размещена в разделах

Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания.

Дети с нарушением речи длительно и стойко не замечают граммати-ческой изменяемости родного языка. Они манипулируют грамматическими правилами несознательно, на интуитивном уровне, поэтому в речи детей с ОНР встречаются ярко выраженные аграмматизмы.

Речевые средства, которыми владеет ребёнок с ОНР, недостаточны для его общения с окружающими, и когда он начинает осознавать, что его речь непонятна окружающим, это сказывается на формировании его характера: у одних появляется раздражительность, у других – замкнутость, стойкий негативизм, нежелание входить в контакт, упрямство и пр.

Поэтому своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение и для коммуникации, и для последующего обучения.

Развитие грамматического строя речи идёт параллельно с развитием лексического строя, но при ОНР детей формирование грамматики происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические категории абстрактны, основаны на большом количестве правил, а ребёнок не может охватить все стороны грамматики сразу, и, естественно, самостоятельно с этим не справится.

Значит ведущая роль в развитии речи и, в частности, её грамматического строя принадлежит взрослым: специалистам, педагогам в детском саду, родителям и близким в семье. А успешность в овладения детьми навыками словообразования и словоизменения во многом зависит от преемственности в совместной работе взрослых.

Основной речевой работой занимается логопед: он работает над пониманием значения грамматической формы слова, над формированием грамматического строя речи, ведёт часть словарной работы, касающейся моделей словообразования и закрепления лексики.

Решить множество грамматических проблем позволяет дидактическая игра.

Дидактические игры являются обязательной составной частью каждого вида непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности во время режимных моментов, в бытовом общении, а так же в домашних условиях по рекомендации педагогов.

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома. Взрослый должен подробно объяснить ребенку правила игры.

Логопедические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.

Здесь представлены упражнения для развития грамматической составляющей речи :

1. Склонение существительных (изменение их по числам и падежам)

2. Имена прилагательные

3. Приставочные глаголы

4. Согласование прилагательных с существительными в роде (для предупреждения аграмматизмов в устной и письменной речи)

1. Склонение существительных (изменение их по числам и падежам)

А) Множественное число. Слова расположены блоками по окончаниям и ударению, по степени

усложнения. В процессе развития речи именно так их проще всего усваивать

Я называю один предмет, а ты - КОГДА таких предметов много (если скажите "много предметов",

то получите много коней, мячей, т. е. косвенный падеж) :

И обязательно даем образец: Один КОНЬ – а когда много - это КОНИ

Игра называется «Один-много»

Лак - лаки

Телевизор – телевизоры

Телефон - телефоны

Мышь – мыши

Дверь – двери Лампа – лампы

Мама – мамы

Папа – папы

Сумка – сумки …

Неизменяемые: пальто, манто, колье, кенгуру, кашпо, кашне, какаду, шимпанзе, …

Б) Родительный падеж множественного числа существительного:

Нет чего? – Стульев или Много чего? - Стульев.

Творительный падеж

Что чем делают?

пилят пилой

забивают молотком

рубят топором

режут ножницами

шьют иголкой пишут ручкой

рисуют карандашами

подметают метлой

копают лопатой

и т. д.

В) Образование существительных с уменьшительно-ласкатель-ными суффиксами.

Иногда дети предпочитают в жизни пользоваться уменьшительными словами. (Если родители говорят :

«Покажи, где носик?», то и ребенок усвоит первой именно эту форму). В таком случае это упражнение

поможет ему подобрать первоначальную форму слова.

Представь, что у тебя есть волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие

предметы в маленькие. Я тебе называю большой предмет, а ты – РАЗ! – и делаешь из него маленький.

Большой стол, а маленький – столик,

Дом – домик,

Карандаш – карандашик,

Нос – носик,

Час – часик,

Хвост – хвостик, Куст – кустик,

Мост – мостик,

Ключ – ключик,

Шкаф – шкафчик,

Заяц – зайчик,

Мяч – мячик

2. Имена прилагательные игра «Из чего сделано?»

Образование прилагательных ребенок осваивает довольно поздно – в 5-6 лет. До этого он, конечно,

может использовать некоторые прилагательные в речи уже несколько лет : «железный», «мамин».

Но самостоятельно образовывать их – немного другой процесс.

А) Относительные прилагательные (признак предмета – из какого материала сделан предмет) :

Например: Ключ из железа – он какой? (железный).

Из железа, металла, чугуна, стали

Из бумаги, картона, пластика, пластмассы, целлофана,

Из резины, акрила, синтетики, шерсти, шелка, драпа, кашемира, кружева,

Из стекла, фарфора, фаянса, хрусталя, золота, бриллиантов,

Из чего сделана посуда. (Совместите изучение темы «Посуда» с изучением образования прилагательных.

Кастрюля из стекла – стеклянная

Из металла – металлическая

Из дерева – деревянная

Из пластмассы – пластмассовая

Из фарфора – фарфоровая

Из глины – глиняная

Из керамики – керамическая

Из хрусталя – хрустальная

Сок

Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, Придумай, из чего можно еще сделать сок?

Можно начать изучение образования относительных прилагательных в супермаркете, стоя с ребенком перед полками с соком. «На коробке нарисованы яблоки, значит, там какой сок?»

Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше внимания уделяйте звучанию окончаний.

Сок из ананаса – ананасовый

апельсиновый

яблочный

абрикосовый

сливовый

лимонный

банановый

малиновый

Начинка, Наливка

ананасовая

апельсиновая

сливовая

Варенье

ананасовое

апельсиновое

сливовое

Б) Притяжательные прилагательные (кому это принадлежит, чей) : Игра «Чей хвост?»

Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин»

(в лучшем случае)«а может быть, волчий? Или кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» малыш образует слово «зайкиный»)

Хвост зайца – заячий,

Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий, птичий,

Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный, тигриный (чей? А если из кого, то тигровый,

Медвежий, верблюжий, стерляжий.

Предмет чей? Мамин, папин, бабушкин, дедушкин, дядин, тетин, Васин, Петин…

3. Приставочные глаголы игра «Кто,что делает»

Мальчик в дом (входит);

из дома (выходит);

к дому (подходит);

от дома (отходит);

вокруг дома (обходит);

через дорогу (переходит).

4. Согласование прилагательных с существительными в роде (для предупреждения аграмматизмов в устной и письменной речи)

Игра «Найди родственные слова»

Кот – кошка – котёнок (пушистый – пушистая- пушистенький)

Пёс – собака – щенок (рыжий – рыжая – рыженький)

Козёл – коза – козлёнок (серый – серая – серенький)

Баран – овца – ягнёнок (белый – белая – беленький)

Конь – лошадь – жеребёнок (молодой – молодая – молоденький)

Бык – корова – телёнок (чёрный – чёрная – чёрненький)

Боров – свинья – поросёнок (маленький – маленькая – малюсенький)

Учить детей, играя, нужно попросту,без затей,но весело и интересно Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребенком в дополнение к тем, которые представлены выше. Важную роль в усвоении обучающего материала во время занятий играет создание дружеской доверительной атмосферы между родителями и ребенком. Ниже предлагаю еще несколько игр, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для родителей «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 21:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД