Получи документы

Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка»

Ирина Ефименко
Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка»

Роль семьи в речевом развитии ребёнка

(памятка для родителей)

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок.

Уважаемые родители!

Публикация «Памятка для родителей „Роль семьи в речевом развитии ребёнка“» размещена в разделах

Вы – первые учителя родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа!

* В общении с ребёнком следите за своей речью.

Говорите с ребёнком не торопясь, чётко и ясно, не «съедайте» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.

* Не подделывайте свою речь под детскую, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням – ням» или «бобо». Ребёнку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами («надень шапочку», «почитаем книжечку», «большая собачка» и т. д.) – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

* Как можно больше разговаривайте с ребёнком о том, что он видит и слышит вокруг, о том, что вы делаете с ним вместе, о планах на сегодняшний день, о его и ваших чувствах и т. д.

* Помогайте ребёнку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для этого чаще читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая затем повторить прочитанное или рассказанное. Читая малышу ту или книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте. Поинтересуйтесь у ребёнка, понимает ли он значение того или иного слова, оборота речи, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните словами, доступными для его понимания. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у малыша, например, «Что – то я забыла, что пчела принесла Мухе – Цокотухе?» или «Подскажи, кого Колобок встретил после зайца?»

Превратите домашнее чтение в своеобразный ритуал. Обязательно возьмите себе за правило читать ребёнку перед сном.

* Будьте хорошими слушателями. Дайте ребёнку время договорить то, что он хотел сказать. Обязательно смотрите на ребёнка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на него внимание и что его слова для вас не безразличны. В тех случаях, когда ребёнок рассказывает что-то очень эмоционально, постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение или порядок слов.

* Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.

Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи,будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

* Прививайте детям правильные речевые навыки.

Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребёнка говорить неторопливо, чётко, выразительно.

Как отвечать на детские вопросы:

1. Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

2. Давайте краткие и доступные пониманию ребёнка ответы, избегайте при этом

сложных слов.

3. Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и пробудить его

к дальнейшим размышлениям.

4. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка. Отвечайте на

его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»

5. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за

общественной жизнью, почитать ему книгу по теме, рассмотреть иллюстрацию

и т. д.

Плохие слова

Что делать, если малыш с улицы или из садика принёс грубое, нецензурное слово?

Прежде всего – не паниковать. Бранное слово в устах вашего крохи не значит, что его ждёт преступное будущее. И не значит, что вы – плохие родители. Это просто слово, смысл которого ребёнок чаще всего не понимает.

Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – не обратить внимания. Не стоит кричать и ругать малыша. Вряд ли ребёнок поймёт, чем вы недовольны, а вот ваша бурная реакция его заинтересует. Не стоит смеяться, поскольку, порадовав родителей один раз, ребёнок постарается добиться этого снова. Поэтому сделайте вид, что не заметили в речи малыша ничего необычного. Спросите ребёнка : «А что это значит?» Если ребёнок объяснит – равнодушно скажите, что не понимаете, зачем использовать такое грубое слово. Но, скорее всего, малыш не сможет ответить, и тогда выразите удивление, как можно использовать непонятные слова, мало ли что они обозначают.

Малыши, экспериментируя с речью, нередко сами изобретают звукосочетания, способные вогнать родителей в краску. Если вас это беспокоит – придумайте другие, созвучные звукосочетания. Возможно ваши «блюм» и «блям» вдохновят малыша и заставят «сменить пластинку».

Если ваш ребёнок достаточно взрослый для того, чтобы понять объяснения и усвоить правила поведения, расскажите (спокойно и без лишних эмоций) о том, какие речевые запреты приняты в обществе и в вашей семье. Скажите, что бранные слова вас огорчают.

Следите за своей речью. Если ребёнок использует слово по назначению (чаще всего это бывает с грубыми словами, допустимыми, но неприятными родителям) предложите приличный, но желательно столь же эмоциональный синоним. Развивайте речь ребёнка, больше читайте, учите стихи. У начитанного ребёнка плохое слово непременно затеряется в словарном многообразии и не будет представлять значительной угрозы.

Литература по теме:

1. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно»

2. Максаков А. И. «Развитие правильной

речи ребёнка в семье»

3. Фесюкова Л. Б. «От трёх до семи»

Публикации по теме:

Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребёнкаРоль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребёнка Цель: Повышение психолого-педагогической культуры родителей, способствование изменению их взглядов на развитие познавательно- исследовательской.

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Роль семьи в речевом развитии ребенка «Роль семьи в речевом развитии ребенка» Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или.

Консультация для родителей «Игрушки и их роль в развитии ребёнка» Вспоминая детство, в памяти всплывают нежные руки мамы и, у каждого своя, любимая игрушка. Говоря о детстве, большинство из нас подразумевает.

Консультация для родителей «Роль мелкой моторики в развитии ребёнка» Учёными давно доказано, что между мелкой моторикой рук и развитием речи у ребёнка существует взаимосвязь. У детей, которых хорошо развиты.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» Роль семьи в развитии речи детей. Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Родительское собрание в средней группе Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Семинар-практикум для родителей «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка»
Опубликовано: 29 июня 2016 в 15:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД