Ирина Ефименко
Памятка для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в речевом развитии ребёнка
(памятка для родителей)
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок.
Уважаемые родители!
Публикация «Памятка для родителей „Роль семьи в речевом развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Вы – первые учителя родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа!
* В общении с ребёнком следите за своей речью.
Говорите с ребёнком не торопясь, чётко и ясно, не «съедайте» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослого.
* Не подделывайте свою речь под детскую, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням – ням» или «бобо». Ребёнку приходится затем переучиваться и запоминать вновь правильные слова. Не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами («надень шапочку», «почитаем книжечку», «большая собачка» и т. д.) – всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
* Как можно больше разговаривайте с ребёнком о том, что он видит и слышит вокруг, о том, что вы делаете с ним вместе, о планах на сегодняшний день, о его и ваших чувствах и т. д.
* Помогайте ребёнку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для этого чаще читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая затем повторить прочитанное или рассказанное. Читая малышу ту или книжку, обращайте внимание на непонятные слова и ситуации, которые могут встретиться в тексте. Поинтересуйтесь у ребёнка, понимает ли он значение того или иного слова, оборота речи, пословицы, «крылатого» выражения. Если нет, объясните словами, доступными для его понимания. Во время чтения полезно иногда останавливаться и спрашивать у малыша, например, «Что – то я забыла, что пчела принесла Мухе – Цокотухе?» или «Подскажи, кого Колобок встретил после зайца?»
Превратите домашнее чтение в своеобразный ритуал. Обязательно возьмите себе за правило читать ребёнку перед сном.
* Будьте хорошими слушателями. Дайте ребёнку время договорить то, что он хотел сказать. Обязательно смотрите на ребёнка, когда он говорит с вами. Тем самым вы показываете, что обращаете на него внимание и что его слова для вас не безразличны. В тех случаях, когда ребёнок рассказывает что-то очень эмоционально, постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение или порядок слов.
* Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.
Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи,будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
* Прививайте детям правильные речевые навыки.
Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребёнка говорить неторопливо, чётко, выразительно.
Как отвечать на детские вопросы:
1. Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
2. Давайте краткие и доступные пониманию ребёнка ответы, избегайте при этом
сложных слов.
3. Ответ должен не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и пробудить его
к дальнейшим размышлениям.
4. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка. Отвечайте на
его вопрос встречным: «А ты как думаешь?»
5. В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за
общественной жизнью, почитать ему книгу по теме, рассмотреть иллюстрацию
и т. д.
Плохие слова
Что делать, если малыш с улицы или из садика принёс грубое, нецензурное слово?
Прежде всего – не паниковать. Бранное слово в устах вашего крохи не значит, что его ждёт преступное будущее. И не значит, что вы – плохие родители. Это просто слово, смысл которого ребёнок чаще всего не понимает.
Лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – не обратить внимания. Не стоит кричать и ругать малыша. Вряд ли ребёнок поймёт, чем вы недовольны, а вот ваша бурная реакция его заинтересует. Не стоит смеяться, поскольку, порадовав родителей один раз, ребёнок постарается добиться этого снова. Поэтому сделайте вид, что не заметили в речи малыша ничего необычного. Спросите ребёнка : «А что это значит?» Если ребёнок объяснит – равнодушно скажите, что не понимаете, зачем использовать такое грубое слово. Но, скорее всего, малыш не сможет ответить, и тогда выразите удивление, как можно использовать непонятные слова, мало ли что они обозначают.
Малыши, экспериментируя с речью, нередко сами изобретают звукосочетания, способные вогнать родителей в краску. Если вас это беспокоит – придумайте другие, созвучные звукосочетания. Возможно ваши «блюм» и «блям» вдохновят малыша и заставят «сменить пластинку».
Если ваш ребёнок достаточно взрослый для того, чтобы понять объяснения и усвоить правила поведения, расскажите (спокойно и без лишних эмоций) о том, какие речевые запреты приняты в обществе и в вашей семье. Скажите, что бранные слова вас огорчают.
Следите за своей речью. Если ребёнок использует слово по назначению (чаще всего это бывает с грубыми словами, допустимыми, но неприятными родителям) предложите приличный, но желательно столь же эмоциональный синоним. Развивайте речь ребёнка, больше читайте, учите стихи. У начитанного ребёнка плохое слово непременно затеряется в словарном многообразии и не будет представлять значительной угрозы.
Литература по теме:
1. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно»
2. Максаков А. И. «Развитие правильной
речи ребёнка в семье»
3. Фесюкова Л. Б. «От трёх до семи»