Инна Линник
Паспорт кабинета педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа - детский сад с. Катравож имени Героя Советского Союза А. М. Зверева
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Педагог-психолог
Линник Инна Викторовна
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Направления деятельности и содержание работы….3
3. Нормативно-правовая база построения…4-7
4. Документация педагога-психолога….7
5. Программы и материалы, дополняющие программы….7-8
6. Диагностический материал …. 8-11
7. Оборудование кабинета педагога-психолога …. 11-13
Публикация «Паспорт кабинета педагога-психолога» размещена в разделах
8. Методическая литература…. 13-16
1. Пояснительная записка
Специализированный кабинет педагога-психолога предназначен для квалифицированной консультативно - методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам обучения.
Основная задача: обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей в образовательном учреждении.
Основной принцип работы: индивидуальный подход к детям.
2. Направления деятельности и содержание работы
Психологическая работа осуществляется по следующим направлениям:
Психопрофилактическая работа
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
Направления работы:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
4
Психодиагностическая работа
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Направления работы:
• Диагностика адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
• Обследование детей первой, второй младшей группы для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).
Развивающая и психокоррекционная работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы, отдельного ребенка.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.
Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической
5
комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.
Направления работы:
- Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры, наблюдение.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
- Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка ОВЗ.
Консультативная работа
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Направления работы:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическое просвещение и образование
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
6
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Направления работы:
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов для педагогического коллектива
3. Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно- пространственной среды группы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «О образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155);
Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014 г;
СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года;
Конвенция о правах ребенка;
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду»;
Программа «От рождения до школы» под ред.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 февраля 2014 г. № 08-249 (комментарии к ФГОС дошкольного образования);
Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10;
7
Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Методические рекомендации по предметно-пространственной развивающей среде (ФИРО).
4. Документация педагога-психолога :
1. Годовой перспективный план работы педагога психолога.
2. Журнал учета проведенной работы
3. График работы
4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем учреждения.
5. Программы и материалы, дополняющие программы
Рабочая программа: Психологического сопровождения в адаптационный период для детей 2-4 лет «Первый раз в детский сад»;
Рабочая программа педагога-психолога на 2018 - 2019учебный год;
Индивидуальная программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 4-7 лет);
Индивидуальная программа педагога-психолога для детей с задержкой речевого развития (возрастная категория 2-3 года).
6. Диагностический материал
В дошкольном учреждении для каждой возрастной группы существует пакет диагностических методик (диагностический минимум) сбор которого и осуществляется в рамках повседневной работы в течение года.
8
№ Исследование Используемая методика
1 Психологическая адаптация к детскому саду - Анкета для родителей «Адаптация детей к поступлению в детский сад»;
- Адаптационные листы заполняются в период
- Диагностика умственного развития детей раннего возраста (Е. А. Стребелевой);
- Экспресс-диагностика «Готовность к дошкольному обучению.»
2 Определение готовности ребенка к школьному обучению - Анкета для родителей «Готовности ребенка к школе»;
- Диагностика психологической готовности к школе: «Способность к обучению в школе» для детей 5-7 лет» Г. Вицлака;
- «Готов ли ребенок к школе» блиц-тесты С. В. Липина, И. В. Полещук (внимание и память)
- Диагностика готовности ребенка к школе: «Общие способности ребенка»Н. Е. Вераксы).
3 Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников - Экспресс-диагностики: «Развитие познавательных процессов детей 5-6 лет» Н. Н. Ивановой А. Л. Венгера;
- Диагностика «Эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет» (Н. Д. Денисова);
4 Развитие мышления, память, внимание, воображение, зрительное восприятие - Тесты «Что должен знать ребенок 4-5 лет»;
- Тесты «Для детей 4-х 5-ти лет» Гатанова Н., Тунина Е. ;
- Использование игрового комплекта «Пертра», Антюшина В. Н.
5 Измерение творческих способностей дошкольников - Методика социометрия «Выбор в действии» Немов Р. С. ;
- Методика «Нарисуй что-нибудь» (Р. С. Немова);
- Методика «Кому чего не достает» (Е. В. Доценко);
- Методика «Воспроизведи рисунки» (Е. В. Доценко);
- Методика определения креативности (творческое мышление) (Е. В. Доценко);
- Методика «Оценка общей одаренности» Савенков А. И ;
- Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффе;
- Методика «Палитра интересов» Савенков А. И.
6 Определение самооценки старшего дошкольного возраста - Методика В. Г. Щур «Лесенка»;
- Методика «Страхи в домике» М. А. Панфиловой.
7 Выявление неблагополучных семей - Анкета для воспитателей, родителей «Выявление эмоционально-неблагополучных детей»;
8 Оценка психологического климата в педагогическом коллективе - Анкета «Психологического климата в педагогическом коллективе» Е. И. Рогова;
- Методика «Профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон;
Оборудование кабинета педагога-психолога
Оформление и оборудование кабинета педагога-психолога обеспечивает комфортность и многофункциональность. Кабинет педагога-психолога организован в нескольких помещениях в зависимости от направлений коррекционно-развивающей работы. Перед кабинетом распложена зона ожидания для родителей.
1. В рабочем секторе размещается:
- письменный стол;
- рабочее кресло;
- шкаф для размещения методических материалов, диагностического инструментария, служебной документации, методической литературы;
- канцелярских принадлежностей;
- магнитофон;
- компьютер;
- принтер-сканер-ксерокс.
2. Сектор игр и занятий игровой терапии находится непосредственно в кабинете психолога детского сада и в кабинете педагога-психолога школы. Групповые развивающие занятия с детьми проводятся в помещении группы. Индивидуальные занятия в кабинете педагога-психолога.
- детский стол и стулья;
- пуфики;
11
- шатер сказок;
- мягкий остров;
- массажные мячи разного диаметра;
- орто-коврики;
- сухой душ;
- кривое зеркало;
- песочный драйв;
- пузырьковая колонна с мягким основанием;
- установлены тактильные панели (акустическая, фиброоптическая, тактильная) в количестве 3 штуки для детей-инвалидов с нарушением зрения;
- размещен «Развивающий куб»;
- установлен аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей;
- размещен набор психолога «Пертра».
3. Сектор релаксации и снятия психоэмоционального напряжения
находится в сенсорной комнате.
Сенсорная комната в комплекте (новое оборудование)
- напольное мягкое покрытие;
- настенное мягкое покрытие;
- вибромузыкальный сухой бассейн;
- шарики для сухого бассейна
- спуск в бассейн
- софа
- кресло «Груша»
- кресло «Ананас»
- кресло - трансформер «Кубик»
- пуфик «Клубничка»
- массажное сиденье универсальное
- мягкий остров
- шатер сказок
12
- зеркальная панель
- световой водопад настольный
- нить световая
-дорожка тактильная с разным материалом и наполнением
- массажные мячи разного диаметра
- валик гимнастический
- надувные мячи разного диаметра
- ЛФК оборудование (модульный набор для детей ДЦП, оздоровительно-коррекционные массажные мячи, массажные коврики ОРТО разной фактуры)
- сенсорный мяч
- строительный набор «Мягкие кубики»
- аудио комплекс для проигрывания кассет и компакт –дисков
- набор СД-дисков
- занавеси светопоглощающие
13
Методическая литература:
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
Рабочая программа педагога-психолога ДОО / Ю. А. Афонькина. – Изд. 2-е перераб. -Волгоград: Учитель, 2014. – 170 с.
Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А. В. Можейко. - М. : ТЦ Сфера, 2009.-128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008.-128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (11).
Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. – М. : Мозаика - Синтез, 2012.-144 с.
Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., испр. – М. : Мозаика - Синтез, 2014.-144 с.
Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика - Синтез, 2014. - 144 с.
Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : Мозаика - Синтез, 2013. - 96 с.
Учим малышей общаться: Игры с детьми раннего возраста / Ирина Орлова. - М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. - (Библиотека «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 36).
Диагностика психологического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст: Методическое пособие / Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова,
14
С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. – М. : Мозаика – Синтез, 2013. – 176 с.
Брайн Шелби «Тесты для детей»
Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития и обучения дошкольников. Тесты для детей 4-х, 5 лет. – СПб. : Издательский дом «Нева», 2004. – 32 с.
Использование игрового комплекта «Пертра»
Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 – 7 лет. Пособие для педагогов и психологов. М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.
Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 160 с.
Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. В помощь психологу ДОУ. ФГТ. Издательство Учитель, 2013 г. 122 с
Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 96 с.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Под ред. О. В. Дыбиной. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Под ред. Т. С. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.
Веракса Н. Е. «Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006г.
Методическое пособие По психологическому развитию дошкольников 60 занятий «Готовимся к школе» Локалова Н. П., Локалова Д. П. – М. : Генезис, 2016.- 152с.
Интиликтуально – развивающие занятия со старшими
15
дошкольниками/авт. -сост. М. Р. Григорьев. -Волгоград:Учитель,2009. – 136с.
Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/СОСТ. Ю. е. Веприцкая. -Волгоград:Учитель. – 123с.
Коррекционно – развивающее обучение и воспитание авт. В. С. Азбукиной, И. В. Чумаковой,Е. А. Кинаш, Е. А. Михалап первое издание 2001г.