Приложение МААМ

Паспорт предметно-развивающей среды в старшей группе

Валентина Родюкова
Паспорт предметно-развивающей среды в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающая предметно-пространственная среда в группе является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Предметно–развивающая среда группы организована с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) художественно-эстетическое развитие,

2) речевое развитие,

3) познавательное развитие,

4) социально-коммуникативное развитие,

5) физическое развитие.

При построении предметно-развивающей среды учитывались следующие принципы:

Публикация «Паспорт предметно-развивающей среды в старшей группе» размещена в разделах

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной

комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учета половых и возрастных различий детей.

Построение предметной развивающей среды с учётом вышеизложенных принципов даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, её способностей, овладению разными видами деятельности.

Проектирование предметно-развивающей среды строится на следующих критериях:

- среда наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;

- оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

- все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;

-дети могут изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;

- размещение материалов функционально;

- предметы выполняют информационную функцию об окружающем мире, стимулируют активность ребенка;

- среда полифункциональна (материалы используются и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);

- среда имеет подвижные границы.

В группе создана такая среда, при которой ребенок активно проявляет познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

Пространство группы «разбито» на небольшие полузамкнутые микро-пространства, в которых могут находиться одновременно 3-6 человек. Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Раздевалка

1. Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (именами детей, скамейки.

2. Информационные стенды для родителей: «Сетка занятий», «Режим дня», «Меню», «Информация».

Паспорт группы.

Вернисаж «Наше творчество», «Волшебные пальчики».

В групповой комнате центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Творческая мастерская «Разноцветная палитра»

В центре подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, что даёт детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу (рисование, лепка, аппликация).Материалы помещены в специально отведённый шкаф, из которого ребёнок может взять всё необходимое для воплощения своих творческих замыслов.

Оборудование для ИЗО:

1. Книги об искусстве «Музеи мира»; альбом «Рисунки детей»;

2. Восковые мелки, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, скульптурный пластилин;

Цветная,белая бумага, картон, наклейки, раскраски;

3. Кисточки, стеки, ножницы, поролон, трафареты, клей-карандаш, клей ПВА, палитра, банки для воды, подставки для кистей, розетки для клея, подносы, салфетки;

4. Материал для нетрадиционного рисования: ватные палочки, сухие листья и т. п.

5. Образцы декоративного рисования «Хохлома», «Гжель» и др. ;

д/игры «Разноцветная палитра», «Подбери заплатку», «Знакомство с цветом»,

место для персональных выставок детей.

Алгоритмы рисования животных, «Рисуем с помощью цифр».

Дидактические игры

Наш театр «В гостях у сказки»

Это важный объект развивающей среды, т. к. именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу вокруг интересной идеи. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

Театрализованная деятельность помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Ширма для настольного театра.

Куклы и игрушки для различных видов театра (кукольный, плоскостной)

Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.

Театр тантамаресок.

Атрибуты для теневого театра.

Театр на магнитах.

Элементы костюмов.

«Уголок ряжения»:костюмы, украшения, шарфики, косыночки.

Диски с записью сказок, музыки для спектаклей.

Ширма для теневого театра

Театр на коробке «Заюшкина избушка»

Музыкальная гостиная «Весёлые нотки»

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Магнитофон, папки «Композиторы», «Музыкальные инструменты», диски детской и классической музыки ;

Металлофон, бубны, барабан, колокольчики, погремушки,

дудочки, игрушечные гитара, синтезатор. Шумовые инструменты,сделанные своими руками.

Образовательная область «Речевое развитие»

«Мир книги»

Книжный уголок является ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей. Главный принцип подбора книгопечатной продукции-минимум текста- максимум иллюстраций.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Открытая полка для книг, стол,2 стульчика;

Детские книги по программе, любимые книги детей, журналы для детей, детские энциклопедии, словари;

Иллюстративный материал, портреты детских писателей, диски с записью произведений русских авторов;

Совместное творчество (детские рисунки по произведениям; авторские книги детей группы);

д/игры :лото «Сказки»

«Грамотейка"

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

- восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослым.

Центр речевого творчества представляет возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности размещены следующие материалы

Имеющиеся материалы и оборудование:

Настольно-печатные игры по развитию речи, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий («Собери историю», «Расскажи по картинкам», «Логическое домино»,

«Слоговое лото», «Подбери слова», «Назови одним словом», «Игры на внимательность»).

Рабочие тетради «Развитие речи».

Картотека пальчиковых игр. зеркала

наборы картинок, старые журналы, азбуки разрезные,магнитные, настенные, буквари Тактильные дощечки разные наощупь.

Книга рассказов,составленных детьми.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Зелёный уголок»

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован природный уголок. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края. В холодный период дети под руководством воспитателей выращивают комнатный мини-огород.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Комнатные растения: комнатный виноград, декабрист и др.

Паспорт комнатных растений.

Инструменты для ухода за комнатными растениями (детские лейки, грабли, лопатка, фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, пульверизатор)

Д/и экологической направленности, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир».

Коллекции природного материала (камни, ракушки)

Муляжи фруктов, овощей; фигурки насекомых, домашних животных.

Календарь природы, альбом «Календарь погоды», заполняемый детьми ежедневно.

Модель года, суток.

Рисунки детей по теме «Природа в разные сезоны».

«Гербарий»

Макеты леса, поля,зоопарка, луга, деревенского подворья по сезонам.

«Хочу всё знать»

В процессе экспериментальной – исследовательской деятельности дети учатся наблюдать за погодой, а воспитатель помогает фиксировать сделанные детьми наблюдения. Развитие интереса к исследованиям (даже самым простым) будет превращать маленьких «почемучек» в любознательных исследователей.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Природный материал: глина, камешки, ракушки, семена, плоды, шишки и др.

Сыпучие продукты: сахар, крахмал, манка, мука, горох и др.

Разнообразные доступные приборы: лупы, компас, бинокль, цветные прозрачные стёклышки из пластмассы, весы (безмен,часы.

Ёмкости разной вместимости: мелкие стаканчики, ложки, палочки, воронки, сито, соломки для коктейля.

Коллекции камней, ракушек, тканей, пуговиц, фантиков, семян и др. Карточки-схемы проведения опытов.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации.

Халаты,нарукавники.

Сенсорные коробки с разным наполнением.

«Занимательная математика»

Центр имеет важное развивающее значение и решает следующие задачи:

-целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;

-воспитание у детей потребности занимать своё свободное время играми, требующими интеллектуального усилия.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик.

Игры на развитие мелкой моторики.

Счётный материал: игрушки, мелкие предметы.

Рабочие тетради по математике.

«Волшебные часы»(модели частей суток, времён года, месяцев, дней недели).

Счёты настольные.

Учебные приборы: линейки, сантиметры, трафареты.

Наглядные таблицы «Состав числа»

Игры с цифрами и прищепками.

Математические пазлы «Осенние прогулки», «Животные».

Д/и «Рассели соседей», «Больше, меньше, равно», «Логические таблицы».

Игровизор.

Краеведение

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группе есть герб города, края, в котором живут дети, герб и флаг страны. Изготавливаются газеты о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. На карте района и города отмечено место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире, в которых побывали дети группы.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Альбом «Наша группа», «Город Курск», «Рисуем Родину».

Художественная литература по краеведению.

Символика РФ и Курской области.

Папки по краеведению «Ремёсла Курского края»

Альбомы и наглядные материалы по проекту «Моя малая родина –посёлок Волокно»

Красная книга Курской области.

«Мы-конструкторы»

Центр занимает немного пространства, но достаточно мобилен. Практичность его состоит в том,что с содержанием строительного уголка можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как индивидуально, так и подгруппой.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.

Крупный (деревянный, средний (пластмассовый) и мелкий (типа «Лего») конструктор.

Образцы построек и поделок.

Палочки и модели поделок из палочек.

Наборы для моделирования.

Мозаика и схемы выкладывания узоров из них.

Пазлы.

Небольшие игрушки для обыгрывания построек (макеты деревьев, фигурки людей и животных).

Игрушки-шнуровки, игрушки –застёжки) .

Макет «Бензоколонка».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Сюжетно-ролевые игры»

Оборудование и пособия в центре размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки для игр, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. Вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в удобных для ребёнка местах. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов так, чтобы универсальный макет легко и быстро был населён по желанию играющих. Атрибутика для сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель.

Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

1. Больница

Шапочка с красным крестом,2 белых халата

Атрибуты (градусник, пипетка, вата, бинт, горчичники, таблетки, нарисованные на картоне, коробочки и баночки из-под лекарств)

Макет машины скорой помощи (чехол на стул)

Кукла доктора, лежанка, стол, карандаш, бланки рецептов, амбулаторные карты

2. Парикмахерская

Трюмо с зеркалом

Предметы-заменители: Халат, расчёски, бигуди, ножницы, тазик, мыло, полотенце, шампуни, накидка для клиента, журналы причёсок, игрушечные наборы для парикмахерской.

3. Повар

Набор для кухни: плита, мойка,фартук, колпак

Посуда, продукты питания (пластмассовые игрушки-заменители (овощи-фрукты, еда из фетра с подвижными элементами для вариативности составления блюд)

Блендер, тостер, чайник

4. Магазин

Продукты питания, кассовый аппарат, деньги, кошельки, сумки, вывески для магазина, фартук продавца

5. Прачечная

Гладильная доска, утюжки, одежда для кукол, игрушечное постельное бельё, пелёнки для кукол.

6. Семья

Коляски для кукол, куклы в одежде мальчиков и девочек, кроватки, одежда для одевания кукол и ряжения, игрушечная посуда, постельные принадлежности для кукол.

7. Ателье

Макет ателье с швейной машинкой, набором тканей, манекенами,готовой продукцией на вешалках, журналами мод.

8. Моряк

Матросские воротники, бинокль, подзорная труба, якорь, макет корабля, спасательный круг, бескозырка, штурвал.

9. Шофёр,мотоциклист.

Макет машины (чехол на стулья,»зебра», знаки дорожного движения, жилетка ДПС, бензоколонка, ремень безопасности, рули.

10. Механик,строитель,ремонтник.

Макет автомастерской, копии разных инструментов, жилетка, набор кубиков.

«Безопасность»

Центр отражает безопасность дома, на улице (ПДД).Он помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формировании ценностей здорового образа жизни.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Макет с разметкой улиц и дорог с набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

Знаки дорожного движения, зебра, макет машины.

Центр уединения

Диван

Центр гигиены

Чтобы воспитать хорошего человека, немаловажно привить ему желание трудиться и следить за собой, поэтому дети активно включаются в работу по уборке своих рабочих мест, группы в целом после игр.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Уголок дежурного: салфетки, фартуки, детский набор предметов для уборки

Парикмахерская: трюмо с зеркалом, игрушечные наборы для парикмахерских, предметы-заменители (расчёски, флаконы духов, пузырьки, баночки из-под крема и т. д.)

Образовательная область «Физическое развитие»

"Если хочешь быть здоров!"

В центре содержится как традиционное, так и нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное руками воспитателей и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей-ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Здесь размещены пособия по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни. Центр пользуется популярностью у детей, т. к. реализует их потребность в двигательной активности, что оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Имеющиеся материалы и оборудование:

Картотека подвижных игр, пальчиковых игр, развивающие дорожки для пальчиков.

Материалы для игр (мячи разного диаметра, набор для гольфа, бильбоке, моталочки)

Игры для развития дыхания (математическая рыбалка, футбол и др.)

Дорожки здоровья

Скамейки – 6 шт.

Тележка для спортинвентаря – 1 шт.

Комплект мячей-массажеров (различного диаметра) - 3 шт.

Гимнастический набор для построения полосы препятствий и развития основных движений – 1 шт.

Набор для метания колец – 1шт.

Обруч пластмассовый плоский диам. 85 см –2 шт.

Клюшка с шайбой (комплект) – 1 шт

Конус сигнальный – 5 шт.

Гимнастические палки -3 шт.

Кубики- 12 шт.

Мешочки с песком

Кегли – 6 шт.

Скакалки – 5 шт.

Гантели – 4 шт.

дартс-1шт

кольцеброс-1шт.

Традиционные функциональные помещения

Спальня Кровати для сна детей -24 шт.

Стол воспитателя

Туалетная комната

«Владения Мойдодыра»

Традиционная обстановка. Алгоритм умывания.

Преимущество созданной среды в том, что есть возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Публикации по теме:

Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе «Звездочка» Паспорт группы Цель: Содействовать развитию ребенка.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе .

Организация предметно-развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе Дошкольный возраст — такой период в жизни ребенка, когда он учится познавать мир человеческих отношений, творчества и готовится к новому.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО Воспитатель: Порошина Г. А. г. Бородино, 2016г. Развивающая.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Паспорт предметно-развивающей среды старшей группы Паспорт предметно – развивающей среды старшей группы на 2015-2016 учебный год Воспитатели Белая А. Б. Свистунова А. Н. Микрозона, направление.

Паспорт предметно-развивающей среды старшей подготовительной группы «Теремок». Паспорт группы. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр раннего развития детский сад №20 «Дюймовочка». Паспорт.

Паспорт развивающей предметно — пространственной среды в средней группе Центр развития Оборудование и материалы, которые есть в группе 1. Раздевалка • Информационный стенд для родителей • Информационный стенд.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеСоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Предлагаю вашему вниманию развивающую предметно-пространственную среду нашей старшей группы «Подсолнухи». Вопрос организации развивающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт предметно-развивающей среды в старшей группе
Опубликовано: 14 августа 2016 в 16:44
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт предметно-развивающей среды в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Родюкова (УИ 389851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД