Лучший педагог года 2022

Патриотическое воспитание детей посредством проектной деятельности как эффективное условие развития самостоятельности

Марина Свадковская
Патриотическое воспитание детей посредством проектной деятельности как эффективное условие развития самостоятельности

Патриотическое воспитание детей посредством проектной деятельности, как эффективное условие для детской самостоятельности и инициативности.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Изучив проблему патриотического воспитания. Разнообразные методы работы, я пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития.

Мне, как педагогу, необходимо было запланировать такую работу по патриотическому воспитанию, в процессе которой у детей старшего дошкольного возраста не только бы устойчиво сформировались духовно-нравственная позиция, но и повысился уровень социальной и познавательной активности, желание узнавать каждый день что-то новое о родном городе, крае.

Проектная деятельность обладает большим развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности.

Целью проекта «Норильск-мой край родной» является воспитание в детях любви к родному городу, краю. Знакомство детей с достопримечательностями города, с историко-культурными, природными особенностями Северного края. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти всю жизнь.

Задачи проекта :

Познавательное развитие : -Закрепить знания детей о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае. -Закрепить знания о растительном и животном мире Таймыра. - Пополнить знания о своей малой Родине.

Социально-коммуникативное развитие : -Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям. -Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

Речевое развитие. -Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление. -Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными. -Отрабатывать речевые навыки во время игры.

Физическое развитие. -Развивать умение соблюдать правила игры. -Развивать координацию движений, внимание.

Участники:

Воспитанники (5-7 лет)

• Педагоги

• Родители (законные представители)

Предполагаемый результат:

-освоение доступных знаний об истории родного города, края.

-расширение представлений о природных памятниках, природных богатствах Северного края.

-знакомство с творчеством северных поэтов.

-умение выражать собственное мнение, анализировать, быстро реагировать, оказывать посильную помощь.

Формы работы: беседа, обсуждение, дискуссия, просмотр слайд-презентации, мультфильма, коллекционирование, чтение художественной литературы, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность, сюжетно – ролевые игры.

В процессе разработки проекта, был составлен план реализации по следующим темам:

1. сентябрь «Я. Моя семья»;

2. октябрь «Мой детский сад»

3. ноябрь «Моя улица. Мой город»

4. декабрь «Моя малая Родина»

5. январь «Долганы и ненцы - северные жители»

6. февраль «Малый фольклор Севера»

7. март «Богатство Норильска»

8. апрель «Знаменитые люди Норильска»

9. май «Профессии большого Норильска»

В группе создала предметно – развивающую среду патриотической направленности :

- оборудовала центр «Моя родина - Норильск»;

- подобрала дидактические игры: «Кому-что?», «Профессии большого Норильска», «Найди флаг России», «Космос» и др. ;

- оформила папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой Норильск», «Родной край и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Сказки Севера».

- оформила сюжетно-ролевые игры «Поход в Тундру», «Восхождение на гору», «Летний отдых».

- подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о Норильске, о растительном и животном мире Таймыра.

Для воспитателей подготовила консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания».

Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Воспитание любви к родному поселку в детском саду и дома», наглядно-информационные консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомьте детей с родным городом»

Итогом проекта стало разработка и изготовление дидактической игры-ходилки «Норильчонок». В создании игры активное участие принимали родители и дети. Перед тем, как начать игру, дети проявили самостоятельность и нашли способ, как определить, кто будет участвовать в игре. Для этого ребята использовали «Волшебный мешочек», в нем помещены ленточки разной длины. Дети по очереди достают по одной ленточке из мешочка. Кому попались длинные ленты, тот и становится участником игры. Каждый участник игры выбирают для себя, каким цветом фишки он будет (красный, синий, зеленый, желтый) и становятся на старте. Игроки разыгрывают при помощи игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются по клеточкам на выпавшее количество ходов. При остановке на клеточке определенного цвета (красная, синяя или черная) ребенок выполняет соответствующее требование (пропускает один ход, пройти вперед на одну клетку, вернуться назад на одну клетку). Если останавливается на клетке с вопросительным знаком, необходимо ответить на вопрос из сектора о родном городе. Для этого ведущий предоставляет круг разделенный на секторы («Символика Норильска», «Растительный мир Тундры», «Животный мир Тундры», «Профессии Норильска») участник вращает стрелочку. Таким образом, определяется сектор с вопросом. Ведущий читает вопрос, если игрок ответил на вопрос, то передвигается на одну клеточку вперед, если не знает ответ на вопрос, то остается на месте. Для подтверждения правильного ответа ведущий показывает карточку с изображением, соответствующую правильному ответу. Побеждает тот участник, который первым дойдет до финиша. Победитель игры получает право быть ведущим в следующей игре.

Мониторинг показал, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников повысился на 30%.

В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, края, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях нашего края, города, о жизни и бытности народностей севера.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Вывод: В результате систематической работы в течение времени реализации проекта дети не только получили знания, но и выражали свои чувства в продуктивной деятельности, в составлении творческих рассказов.

Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре родного края. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, проявляют уважение к народам Крайнего Севера, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

Данная работа способствовала созданию творческой атмосферы не только в детском коллективе и в каждой семье, но и в общем коллективе родителей и педагогов.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей посредством проектной деятельности как эффективное условие развития самостоятельности
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 20:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 февраля. День галстука на МААМ

Слово «галстук» переводится с немецкого языка как «шейный платок». Галстук – это не просто предмет одежды или украшение, а деталь одежды, незаменимая в официальной обстановке. В гардеробе любого мужчины...

5 февраля. День эрудита

 Сегодняшний праздник посвящен людям, которые проявляют всестороннюю образованность и широкие познания в разных областях.  Эрудиты способны не только механически запоминать большие объемы информации, но...


Горячие темочки