Ольга Бобровская
Опыт работы «Патриотическое воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. И если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе. Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Но по данным статистики известно, процент молодежи, покидающий Россию, растет из года в год. Согласно выкладке главы Счетной палаты, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн. 250 тыс. человек. Поэтому необходимо наполнить сердца детей любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Для достижения поставленной цели, главная роль отводится педагогу, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине. В нашем детском саду воспитываются дети с задержкой психического развития. Причины возникновения задержки развития у детей очень разнообразны. Исследованию этого явления посвящены труды многих видных ученых. Несмотря на разное происхождение задержки, детям с ЗПР присущи некоторые общие черты. Это психическая неустойчивость, ослабление функции внимания и контроля, эмоционально-волевая незрелость. Не являясь умственно отсталыми в своем развитии, они находятся на более ранней возрастной стадии. Задача педагогов нашего детского сада, как и всех коррекционных учреждений, построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок к достижению им школьного возраста максимально приблизился к возрастной норме в развитии. Помимо решения образовательных задач много внимания педагоги уделяют социальной адаптации детей, нравственному и патриотическому воспитанию. У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер. Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР коллектив находится в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность деятельности дошкольного учреждения в воспитании, обучении и развитии детей с ЗПР.
Именно в дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, и каждому человеку важно и нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, мы с самого раннего возраста прививаем им чувство сопричастности к великой стране и великому народу. Начиная работу с дошкольниками, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет и помнить слова академика Д. С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Задачи нравственно — патриотического воспитания наших ребятишек реализуются в процессе занятий, проводимых всеми педагогами ДОУ предусмотренных учебным планом, а также при проведении режимных моментов и в свободной деятельности. В процессе работы мы опираемся на имеющиеся знания воспитанников, двигаясь от простого к сложному. При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма у детей с задержкой психического развития, очень важно учитывать особенности развития этих детей и помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Дети с ограниченными возможностями здоровья иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нё м: неадекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблема патриотического воспитания у этих детей приобретает особую актуальность. Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой родиной носит комплексный характер. Формирование патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются: формирование любви к родному краю (причастности к семье, родному дому, детскому саду, городу); формирование духовно-нравственных отношений. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. В нашей группе большое значение уделяется охране природы, знакомству детей с растениями, которые занесены в Красную книгу Саратовской области. Особое место отводится созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок патриотического воспитания, созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре. Имеются подборки книг, тематические папки на тему «Моя Россия», «Славный город Саратов», «Моя малая Родина», знакомящих с историей, символикой, культурой, трудом, бытом нашего народа, с техническим достижениями человечества, фотоматериалы, иллюстрации. Вся работа по ознакомление детей с малой родиной проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой формирования личности ребенка. В группе оформлены консультации для родителей, памятки, рекомендации, проведено родительское собрание. Например, консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств», рекомендации «Как воспитать патриота». Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей можно сформировать патриотические чувства, любовь к малой родине, и к Родине в целом. Неоценимую помощь в нравственно — патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности, сформировать суждения и оценки. Для этого в развивающей среде ДОУ создана комната «русского быта», где дети получают представления о жизни русского народа, семейном укладе, одежде, предметах быта. Чтобы поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, знакомим детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Дети зачастую не могут ничего рассказать своих близких, не знают имени и отчества своих родителей. Для этого мы разработали комплекс занятий по ознакомлению детей с разными сторонами общественной жизни, с трудом родителей, с наиболее распространенными профессиями, ведущими предприятиями города, где работает большинство родителей наших детей. Эти беседы способствуют развитию интереса и уважения к своей семье, труду взрослых, формируют навык бережного отношения к вещам. Для формирования представлений о той или иной профессии, потребности в ней мы с детьми посещаем близлежащие социальные объекты: почтовое отделение связи, библиотеку, аптеку. Когда дети посещают социальные объекты, они учатся общаться, у них формируется умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям. Для того, чтобы формировать у детей представления о том, что люди не только работают, но и отдыхают, учить ценить их свободное время, замечать красоту нашей родной природы, а также понимать важность отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека, мы посещаем лесопарк, расположенный недалеко от нашего детского сада. Здесь дошкольники могут не только культурно отдохнуть, но и понаблюдать за природой родного края. А для ознакомления наших детей с бытом прошлым и настоящим, мы создаём виртуальные экскурсии, которые более доступны для наших детей. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсии и целевые прогулки являются чрезвычайно-эффективной формой ознакомления детей с социумом, что способствует прочному усвоению конкретных знаний и запоминанию фактов, а, следовательно, оказывает положительное воздействие на дошкольников с ОВЗ. Система работы по данной теме позволяет формировать у детей стремление быть активными участниками общественно полезных дел. С готовностью выполнять трудовые поручения, с уважением относиться к различным профессиям, беречь красоту своего участка, создавать эту красоту собственными руками, с удовольствием трудиться на огороде детского сада, цветнике, с любовью ухаживать за обитателями «живого уголка», бережно относиться к природе, любить свой родной край.
Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать важнейшим этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины.
Литература: Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г. «С чего начинается Родина?» под редакцией Л. А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003Е. И. В. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика- синтез, Москва, 2008 г. Стребелева, А. Закрепина “Дети с отклонениями в развитии”. Дошкольное воспитание № 12–2013 г. Шевченко С. Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М. : Школьная Пресса, 205. — 80 с.