Лучший педагог года

Консультация «Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Чем занимаются эти специалисты?»

Евгения Антонова
Консультация «Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Чем занимаются эти специалисты?»

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог или чем занимаются эти специалисты?

Педагогом-психологом называют специалиста, в совершенстве владеющего двумя древнейшими профессиями – психологией и педагогикой, способного не только заниматься воспитанием подрастающего поколения, но и знать тонкости психологического развития и душевных особенностей ребёнка.

Публикация «Консультация „Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, Чем занимаются эти специалисты?“» размещена в разделах

Людей этой профессии часто называют воспитателями человеческих душ, что очень верно отражает саму суть их работы. И если специалист в области психологии владеет теоретическими познаниями о душе человека, то педагог-психолог способен связывать эти знания с воспитательными методиками и проводить адаптацию детей в окружающем их социуме.

Кроме того, педагог-психолог помогает подопечным раскрыть свои личные качества и поступать в соответствии с общепринятыми моральными нормами, а также моделирует их поведение на разрешение конфликтных ситуаций и возникших жизненных проблем. Специалист своего дела как на ладони видит скрытые мотивы поведения ребёнка, анализирует его поступки и помогает ему разобраться в себе. С помощью педагога-психолога воспитанник учится ставить цели и находить пути их реализации.

Учитель-логопед — это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей. Чем занимается учитель-логопед? Сначала логопед всесторонне оценивает состояние речи ребенка, выясняет, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов, правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Кроме того оценивает состояние неречевых способностей ребенка, выясняет на сколько развито образное мышление, способность ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли.

Затем логопед приступает непосредственно к коррекционной работе, задачами которой являются:

- коррекция звукопроизношения,

- формирование фонематических процессов,

- расширение и обогащение словарного запаса детей,

- развитие грамматического строя речи,

- развитие связной речи,

- подготовка к обучению грамоте.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда необходимо поинтересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью. В дальнейшем нужно ежегодно консультироваться с логопедом, для того чтобы отследить динамику формирования речи ребёнка. Ведь то, что было нормой в 3 года, для 4-х лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно за становлением речи.

Могут ли родители сами развить речь ребёнка? Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом? Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных детей и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом, умственном, эмоциональном или психическом развитии (дети с ОВЗ).

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Учитель должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Дефектологические направления. Наука дефектология включает несколько основных направлений: сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата; олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии; тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата; логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.

Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог, подразделяются на коррекционные, обучающие и воспитательные:

• Коррекция дефектов развития ребенка

• Формирование желания учиться посредством мотивации

• Компенсация дефицита общих знаний, компенсация нарушений развития речевого аппарата, обучение грамоте, чтению, моделированию, игре.

Задачи педагога-дефектолога :

- Осуществляет диагностику детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.

- Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии воспитанников. - Объединяет детей с идентичным психофизическим состоянием в группы.

- Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке, которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей.

- Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. - Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у ребенка.

- Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.

Функции педагога-дефектолога

- Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого, диагностирует его способности к обучению.

- Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).

- Развивает коммуникативные способности детей.

- Проводит коррекцию эмоционально – поведенческого состояния ребенка.

- Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д. Для каждого отдельно взятого ребенка с особенностями в развитии составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

Мифы о работе дефектолога

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так. Задача дефектолога определить оптимальные пути коррекции обучения и воспитания особенного ребенка. Мотивировать его на движение в этом направлении. Обучить и мотивировать родителей соблюдению рекомендаций и созданию условий, определенных педагогом.

Миф 3. Дефектолог, каким - то образом вдруг и сразу разрешит все проблемы в развитии ребенка. Нужно понимать, что педагог даже при максимальной плотности занятий, проводит с ребенком не более 6% времени суток. Дефектолог не снимает с родителей проблемы с особенным ребенком. Он значительно облегчает решение этих проблем. Желаю успехов!

Публикации по теме:

Фотоочерк ко Дню знаний «Я — учитель»Фотоочерк ко Дню знаний «Я — учитель» Кто с детством свою жизнь связать решил, Тот молодым останется навек. А значит, повезло ему по праву. А значит, он - счастливый человек.

Городской конкурс «Учитель года»Городской конкурс «Учитель года» С 27.10.2014г по 22.12.2014г прошёл городской профессиональный конкурс педагогического мастерства "Учитель года". Я, принимала в нём участие,.

Консультация для родителей «Ученик и учитель»Консультация для родителей «Ученик и учитель» Школьная жизнь для ребенка впервые переступившего школьный порог напоминает ему огромную гору,на вершине которой ученик,а у ее подножия.

Кукла «Учитель» из фоамиранаКукла «Учитель» из фоамирана В предверии таких праздников, как "День учителя" и "День воспитателя" хочу с вами поделиться идеей необычного подарка. Сувенирная куколка.

Плакат «Дети о радости!». Педагог-психолог Кибальченко Юлия НиколаевнаПлакат «Дети о радости!». Педагог-психолог Кибальченко Юлия Николаевна Плакат «Дети о радости!» Цель мероприятия: оптимизация настроения, самочувствия взрослых и детей, расширение представлений о заявленной.

У нас в гостях учитель начальных классовУ нас в гостях учитель начальных классов Здравствуйте, дорогие МААМовцы! На календаре уже разгар лета, но мы вернемся немного назад. В мае месяце нас посетил учитель начальных.

Визитная карточка для муниципального этапа краевого конкурса «Педагог-психолог-2020»Визитная карточка для муниципального этапа краевого конкурса «Педагог-психолог-2020» В середине февраля 2020 года в нашем районе проходил муниципальный этап краевого конкурса «Педагог-психолог 2020». Конкурс состоял из двух.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Эссе «Моё призвание — учитель!»Эссе «Моё призвание — учитель!» Описание: данный материал может быть использован для портфолио учителя начальных и средних классов, и как работа на конкурс профессионального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Чем занимаются эти специалисты?»
Опубликовано: 13 октября 2022 в 11:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД