Получи документы

Педагоги и родители в системе социального воспитания детей с проблемами в развитии

Наталья Емец
Педагоги и родители в системе социального воспитания детей с проблемами в развитии

Все психическое развитие детей происходит при непосредственном участии взрослых. Члены семьи и их друзья,знакомые,прохожие на улице,сотрудники детской поликлиники и дошкольного учреждения,а также многие другие взрослые оказывают прямое или опосредованное влияние на становление личности ребенка и формирование механизмов его социально-психологической адаптации в обществе.

Публикация «Педагоги и родители в системе социального воспитания детей с проблемами в развитии» размещена в разделах

Взрослые также постоянно находятся под влиянием меняющейся социальной ситуации,регулярно испытывают стресс,переживают эмоциональные потрясения,нуждаются в психологической поддержке и помощи. Они часто выражают разное отношение и занимают разлиную позицию по вопросам воспитания детей. Каждая семья,ее отдельные члены обладают собственными критериями оценки поведения дошкольников. Поэтому при реализации задач социального развития и восприятия часто возникает ряд требований,предъявляемых разными участниками этого процесса по отношению к детям. Существование противоречий подобного рода,наличие личностных трудностей у педагогов и родителей создает необходимость выделения в системе коррекционной работы по социальному воспитанию дошкольников с ДЦП двух дополнительных направлений:работа с педагогическим коллективом и психокоррекционная помощь семье.

Содержание работы с педагогическим коллективом включает изучение готовности сотрудников учреждения к созданий условий,обеспечивающих полноценную социально -психологическую адаптацию ребенка и формирование необходимых знаний и умений в области социальной психологии и педагогии.

Изучение личностных и профессиональных качеств осуществляется индивидуально или во время педагогических советов. Все полученные данные конфиденциальны и не могут служить предметом обсуждения с администрацией или другими членами педагогического коллектива,а служат для саморазвития-профессионального и личностного роста. Некоторые наиболее значимые и тревожные факты,сложные и спорные ситуации анализируются психологом учреждения и педагогами на индивидуальных встречах.

Исследование проводиться с учетом многих параметров. Перечислим некоторые из них.

1. Общий психологический климат в педагогическом коллективе.

2. Типологические особенности личности и поведения педагога :

-индивидуальные особенности личности;

-способность к эмпатии;

-уровень общительности;

-состояние самооценки;

-характер реагирования в конфликтных ситуациях;

3. Професиональная направленность личности.

Изучение проводится под руководством психолога,которые выбирают наиболее подходящие методики и тесты.

Основные задачи работы с педагогическим коллективом :

-формирование представлений о значении и содержании коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию дошкольников с ДЦП;

-организация психологического и физиологического отдыха,снятие эмоционального напряжения;

-развитие навыков построения продуктивного взаимодействия с коллегами и детьми;

-развитие творческого потенциала.

Рассмотрим второй важный аспект,самый главный -это семья. Семья является первым и чрезвычайно важным фактором социализации ребенка. Наблюдения за взаимоотношениями отдельных членов семьи,а также собственное участие в ее жизни, дает неоценимый опыт ребенку,который затем он использует при общении с другими взрослыми и сверстниками. Искажение семейных взаимоотношений,личностные особенности членов семьи,неправильный стиль воспитания негативно влияют на формирование социальной адекватности поведения ребенка.

Семьи,воспитывающие дошкольников с церебральным параличом,испытывают глубокий стресс в связи с теми многочисленными проблемами,которые сопровождают уход и заботу о таких детях. Изменения затрагивают все уровни функционирования семьи:психологический,социальный,самотический. Внутри семьи образуются замкнутые системы,среди которых преобладает "мать-ребенок"отсутствует единство в представлениях о развитии и воспитании малыша,что неизбежно оказывает влияние на состояние отношений между ее отдельными членами. Часто преобладающим стилем воспитания становиться гиперпротекция,определяющая недоразвитие механизмов социальной адаптации ребенка :высокая степень выраженности гиперопеки провоцирует низкий уровень социальной адекватности поведения,незрелость эмоционально -волевой сферы,задержку развития самосознания,неадекватность самооценки. Поэтому изучение особенностей семейных отношений,отношения к ребенку,а также стиля воспитания рассматривается как необходимая часть коррекции его социального статуса,создание благоприятных условий для личностной адаптации в обществе. Выделяют следующие аспекты изучения семьи:

-отношение к ребенку в семье;

-особенности семейных взаимоотношений;

-стиль семейного воспитания.

Изучение проводиться во время индивидуальных встреч с родителями или лицами воспитывающими детей. Анкета и опросники заполняются одним или несколькими членами семьи в учреждении или дома.

Для получения дополнительной информации о семье могут также использоваться проективное интервью с ребенком,графические тесты "Моя семья","Портрет мамы" и др.

Оценка семейных взаимоотношений проводиться с помощью психологических тестов,для этого может быть использован тест-опросник удовлетворенности браком-В. В. Столин,Т. Л. Романова,Г. П. Бутенко.

Для определения преобладающего стиля семейного воспитания используется тест-опросник родительского отношения -А. Я. Варга,В. В. Столин.

Цель психокоррекционной помощи семье-обеспечение единства деятельности реабилитационного центра и семьи в ходе решения задач социальной адаптации и реабилитации детей с ДЦП;развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса. В связи с этим среди задач можно выделить :

-формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей;

-коррекция системы семейных взаимоотношений;

-предупреждение неправильных форм воспитания,способствующих развитию у детей эгоцентрических установок;

-преодоление у родителей и других членов семьи психологического стресса,связанного с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии.

Помощь семье реализуется через комплексный подход,включающий предоставление необходимой информации,развитие у членов семьи навыков эффективной опеки и психологическую поддержку. Все аспекты работы реализуются в форме групповых и индивидуальных встреч специалистов (психолога,социального педагога,воспитателейродителями,семьей. Их частота может быть различной. Целесообразно групповые занятия проводить регулярно,не реже одного раза в месяц,индивидуальные встречи назначаются по мере необходимости.

Публикации по теме:

Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик»Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.

Для Вас, родители. «Как учить детей уважать старших?» «Как учить детей уважать старших?» «С годами люди становятся мудрее» - очень часто мы слышим от наших родителей, людей старшего поколения.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Педагоги, дети и родители — мы вместе. ФотоотчетПедагоги, дети и родители — мы вместе. Фотоотчет «На тропинках, на дорожках Снег таинственно лежит. Он лежит и нас тревожит, Человек в снегу скользит. Человек идти спокойно В красоте такой.

Педагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группеПедагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группе Имея множество готовых пособий и игр, у современного педагога всё же возникает потребность в дополнительных материалах, разработанных лично.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги) Проект: «Мячи бывают разными» Пояснительная записка: ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагоги и родители в системе социального воспитания детей с проблемами в развитии
Опубликовано: 20 июля 2021 в 11:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД