Наталья Емец
Педагоги и родители в системе социального воспитания детей с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Все психическое развитие детей происходит при непосредственном участии взрослых. Члены семьи и их друзья,знакомые,прохожие на улице,сотрудники детской поликлиники и дошкольного учреждения,а также многие другие взрослые оказывают прямое или опосредованное влияние на становление личности ребенка и формирование механизмов его социально-психологической адаптации в обществе.
Публикация «Педагоги и родители в системе социального воспитания детей с проблемами в развитии» размещена в разделах
Взрослые также постоянно находятся под влиянием меняющейся социальной ситуации,регулярно испытывают стресс,переживают эмоциональные потрясения,нуждаются в психологической поддержке и помощи. Они часто выражают разное отношение и занимают разлиную позицию по вопросам воспитания детей. Каждая семья,ее отдельные члены обладают собственными критериями оценки поведения дошкольников. Поэтому при реализации задач социального развития и восприятия часто возникает ряд требований,предъявляемых разными участниками этого процесса по отношению к детям. Существование противоречий подобного рода,наличие личностных трудностей у педагогов и родителей создает необходимость выделения в системе коррекционной работы по социальному воспитанию дошкольников с ДЦП двух дополнительных направлений:работа с педагогическим коллективом и психокоррекционная помощь семье.
Содержание работы с педагогическим коллективом включает изучение готовности сотрудников учреждения к созданий условий,обеспечивающих полноценную социально -психологическую адаптацию ребенка и формирование необходимых знаний и умений в области социальной психологии и педагогии.
Изучение личностных и профессиональных качеств осуществляется индивидуально или во время педагогических советов. Все полученные данные конфиденциальны и не могут служить предметом обсуждения с администрацией или другими членами педагогического коллектива,а служат для саморазвития-профессионального и личностного роста. Некоторые наиболее значимые и тревожные факты,сложные и спорные ситуации анализируются психологом учреждения и педагогами на индивидуальных встречах.
Исследование проводиться с учетом многих параметров. Перечислим некоторые из них.
1. Общий психологический климат в педагогическом коллективе.
2. Типологические особенности личности и поведения педагога :
-индивидуальные особенности личности;
-способность к эмпатии;
-уровень общительности;
-состояние самооценки;
-характер реагирования в конфликтных ситуациях;
3. Професиональная направленность личности.
Изучение проводится под руководством психолога,которые выбирают наиболее подходящие методики и тесты.
Основные задачи работы с педагогическим коллективом :
-формирование представлений о значении и содержании коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию дошкольников с ДЦП;
-организация психологического и физиологического отдыха,снятие эмоционального напряжения;
-развитие навыков построения продуктивного взаимодействия с коллегами и детьми;
-развитие творческого потенциала.
Рассмотрим второй важный аспект,самый главный -это семья. Семья является первым и чрезвычайно важным фактором социализации ребенка. Наблюдения за взаимоотношениями отдельных членов семьи,а также собственное участие в ее жизни, дает неоценимый опыт ребенку,который затем он использует при общении с другими взрослыми и сверстниками. Искажение семейных взаимоотношений,личностные особенности членов семьи,неправильный стиль воспитания негативно влияют на формирование социальной адекватности поведения ребенка.
Семьи,воспитывающие дошкольников с церебральным параличом,испытывают глубокий стресс в связи с теми многочисленными проблемами,которые сопровождают уход и заботу о таких детях. Изменения затрагивают все уровни функционирования семьи:психологический,социальный,самотический. Внутри семьи образуются замкнутые системы,среди которых преобладает "мать-ребенок"отсутствует единство в представлениях о развитии и воспитании малыша,что неизбежно оказывает влияние на состояние отношений между ее отдельными членами. Часто преобладающим стилем воспитания становиться гиперпротекция,определяющая недоразвитие механизмов социальной адаптации ребенка :высокая степень выраженности гиперопеки провоцирует низкий уровень социальной адекватности поведения,незрелость эмоционально -волевой сферы,задержку развития самосознания,неадекватность самооценки. Поэтому изучение особенностей семейных отношений,отношения к ребенку,а также стиля воспитания рассматривается как необходимая часть коррекции его социального статуса,создание благоприятных условий для личностной адаптации в обществе. Выделяют следующие аспекты изучения семьи:
-отношение к ребенку в семье;
-особенности семейных взаимоотношений;
-стиль семейного воспитания.
Изучение проводиться во время индивидуальных встреч с родителями или лицами воспитывающими детей. Анкета и опросники заполняются одним или несколькими членами семьи в учреждении или дома.
Для получения дополнительной информации о семье могут также использоваться проективное интервью с ребенком,графические тесты "Моя семья","Портрет мамы" и др.
Оценка семейных взаимоотношений проводиться с помощью психологических тестов,для этого может быть использован тест-опросник удовлетворенности браком-В. В. Столин,Т. Л. Романова,Г. П. Бутенко.
Для определения преобладающего стиля семейного воспитания используется тест-опросник родительского отношения -А. Я. Варга,В. В. Столин.
Цель психокоррекционной помощи семье-обеспечение единства деятельности реабилитационного центра и семьи в ходе решения задач социальной адаптации и реабилитации детей с ДЦП;развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса. В связи с этим среди задач можно выделить :
-формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей;
-коррекция системы семейных взаимоотношений;
-предупреждение неправильных форм воспитания,способствующих развитию у детей эгоцентрических установок;
-преодоление у родителей и других членов семьи психологического стресса,связанного с воспитанием ребенка с отклонениями в развитии.
Помощь семье реализуется через комплексный подход,включающий предоставление необходимой информации,развитие у членов семьи навыков эффективной опеки и психологическую поддержку. Все аспекты работы реализуются в форме групповых и индивидуальных встреч специалистов (психолога,социального педагога,воспитателей)с родителями,семьей. Их частота может быть различной. Целесообразно групповые занятия проводить регулярно,не реже одного раза в месяц,индивидуальные встречи назначаются по мере необходимости.