Лучший педагог года

Педагогическая деятельность как способ накопления и источник педагогического опыта. Виды педагогического опыта

Кристина Болдова
Педагогическая деятельность как способ накопления и источник педагогического опыта. Виды педагогического опыта

Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Деятельность методической службы в организациях образования направлена на координирование и поддержание качества учебно – воспитательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. С целью изучения, систематизации и распространения передового педагогического опыта в организациях образования (при наличии – в методическом кабинете) может быть создан постоянно обновляемый банк методических материалов открытых занятий, воспитательных мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов.

Публикация «Педагогическая деятельность как способ накопления и источник педагогического опыта, Виды педагогического опыта» размещена в разделах

Также может быть оформлена электронная библиотека, в которой сосредоточены: лекционные материалы, методические рекомендации для организации самостоятельной работы, семинарских и практических занятий, тестовые задания разного назначения, электронные пособия, программы, экранизации произведений, учебные фильмы. Особое внимание уделяется и картотеке адресов передового педагогического опыта преподавателей и мастеров п/о колледжа, основными критериями которого являются:

• Актуальность

• Оригинальность

• Эффективность

• Стабильность результатов

• оптимальность опыта

Модель карточки выглядит так:

1. наименование опыта, его автор;

2. обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическое значение;

3. главная педагогическая идея опыта, его новизна;

4. результативность внедрения опыта.

Критерием эффективности научно-методической работы является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности. Квалифицированный педагог отличается:

высокой профессиональной компетентностью;

самостоятельностью суждений;

умением прогнозировать (ставить цель);

проектировать (определять приоритетные задачи);

программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности);

планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);

анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом);

оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество студентов)

Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.

В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.

Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта:

• понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;

• формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания обучающихся;

• умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег;

• способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности обучающихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Виды передового педагогического опыта:

1. Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем.

2. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами.

Три направления:

использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности;

использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности;

использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы.

Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным (например, система воспитания через КТД).

Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения а, следовательно, и представление о педагогических достижениях (проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.). Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен. Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.

Данные методические рекомендации созданы для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта. Включает в себя: критерии отбора передового педагогического опята, содержание планирования работы, рекомендации. Раскрывает форму коллективной методической работы - методическое объединение. Представлен словарь терминов и современных форм методической и воспитательной работы.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта. Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии обучающихся. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и студентов для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны.

Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов). Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития опыта педагога.

Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ, для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы.

какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.

Седьмой показатель ППО - репрезентативность. Репрезентативность - это:

• достаточная проверка опыта по времени;

• подтверждение позитивных результатов не только в работе одного преподавателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;

• возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии следующих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется:

• Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором, дает высокие результаты по признаку эффективности.

• Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.

• Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности.

• Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.

• Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени.

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

1. Организационный.

2. Теоретической и практической подготовки.

3. Накопления фактического материала.

4. Обработки фактического материала (обобщение).

5. Оценки изученного опыта и принятия решений.

6. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.

Критерии передового опыта:

1) Результативность работы:

• высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую педагог формирует у обучающихся;

• оптимальный уровень управленческой деятельности.

2) Актуальность и социальная значимость:

• эффективное решение учебно-воспитательных задач;

• усовершенствование содержания управленческой деятельности.

3) Новизна опыта:

• новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;

• успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;

• рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.

4) Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают организации образования и педагоги для достижения определенного результата (например, все усваивается обучающимися на занятии).

5) Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.

6) Преемственность.

7) Перспективность:

• всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.

8) Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

Материалы, необходимые при изучении деятельности педагога, носителя передового опыта

1. Решение педсовета (методсовета) организации образования об изучении и обобщении передового опыта работы педагога по конкретной проблеме (выписка из протокола).

2. Краткая производственная и общественная характеристика работы педагога - носителя передового опыта.

3. Система работы педагога.

4. Научно-методический анализ проводимой работы, оценка ее результативности.

5. Доклады (тезисы выступлений) педагога – носителя передового опыта на педсоветах, семинарах, научно-практических конференциях и т. п.

6. Подборка творческих работ педагога по совершенствованию методики преподавания и воспитания:

• изложение отдельных тем программы;

• система дидактических материалов;

• сценарии мероприятий и др.

7. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы, индивидуальных консультаций, которые он ведет; участие в работе школы передового опыта, методического объединения.

8. Приложение: материалы по учебному кабинету, образцы конспектов занятий, работы обучающихся и др.

9. Публикации об опыте работы.

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте

Назначение материалов о передовом педагогическом опыте – активно знакомить педагогов с современными поисками коллег по реализации основных направлений реформы образования в ТиПО.

Структура материала о передовом опыте определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала. Материал о передовом опыте включает следующие структурные элементы:

• обложка (титульный лист);

• информационный лист;

• рецензия;

• оглавление (содержание).

• введение;

• основная часть;

• заключение;

• литература;

• приложение (составляется при необходимости)

Изучение и обобщение опыта:

1. Выявление объекта изучения:

o оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;

o выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;

o первый сбор информации о деятельности педагога;

o выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;

o определение объектов изучения.

2. Постановка цели изучения:

o выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;

o формулировка проблемы;

o теоретическое обоснование опыта;

o выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;

o формулировка цели изучения.

3. Сбор информации об изучаемом опыте:

o отбор методов сбора и обработки информации;

o составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;

o реализация методов сбора информации об опыте.

4. Педагогический анализ собранной информации:

o расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

o оценка идей опыта на основе критериев;

o определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;

o выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

5. Обобщение опыта:

o систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;

o формулировка сущности и ведущей идеи опыта;

o раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;

o определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;

o описание опыта в соответствии с определёнными требованиями

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения. Анализ и обобщение опыта.

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.

Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т. д.

Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).

Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т. д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.

Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.

Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т. е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т. к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Публикации по теме:

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая деятельность как способ накопления и источник педагогического опыта. Виды педагогического опыта
Опубликовано: 1 марта 2022 в 22:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД