Лучший педагог года

Из опыта работы «Педагогическая находка»

Татьяна Коробкова
Из опыта работы «Педагогическая находка»

ТЕМА:

«Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Коробкова Татьяна Дмитриевна,воспитатель

высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребёнку захотелось ещё

и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Василий Александрович Сухомлинский.

Публикация «Из опыта работы „Педагогическая находка“» размещена в разделах

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Учитывая практическую значимость для всестороннего развития ребёнка, нами были выделены цель и следующие задачи, призванные восполнить данный пробел в образовательной деятельности дошкольников.

Цель опытно-экспериментальной деятельности : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:

1. Создать условия для экспериментальной деятельности;

2. Способствовать развитию психических процессов

3. Развивать умение детей следовать определё нной структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи, выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов.

4. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

6. Развивать социально- личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.

В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я выдвинула три основных направления:

1. Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.

2. Организация работы с детьми

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

В группе для опытно-экспериментальной деятельности был создан центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

Организация работы с детьми в данном направлении реализую в следующих трёх блоках педагогического процесса :

• Использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);

• Свободная самостоятельная деятельность детей.

• Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.

При проведении НОД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее представления.

При проведении экспериментальной деятельности использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

Наглядные (наблюдения «За деревьями в инее», иллюстрации).

Словесные (беседы «О свойствах воздуха», чтение художественной литературы «Н. А. Рыжова «Как люди обидели речку»,использование фольклорных материалов)

Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры-«Чем пахнет вода?», «Куда делись чернила?»)

Инновационные методы.

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

- Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных мультимедийных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах. Оформляем огороды на окне, коллекции семян, дневники наблюдения.

Актуальность опытно-экспериментальной деятельности очевидна: такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. В результате этого:

• Расширяется кругозор об объектах неживой природы и их свойствах.

Формируются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.

• В процессе экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Повышается уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

Публикации по теме:

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.

Организация работы с родителям для повышения их компетентности в области дорожной безопасности (из опыта работы) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Конспект ОД по сказкотерапии «Педагогическая находка»Конспект ОД по сказкотерапии «Педагогическая находка» Конспект од по сказкотерапии «Путешествие в сказку» Задачи: 1. развитие вариативности и оригинальности мышления; 2. развитие сенсорно-перцептивной.

Система работы воспитателя по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Воспитатель Ильяшенко.

Консультация из опыта работы «Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству» Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть.

Обобщение опыта работы по самообразованию «Инновационные формы работы с педагогами» Инновационные формы методической работы с педагогами ДОУ Каким формам методической работы в системе повышения профессионального мастерства.

Педагогическая находка «Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник, Азовского.

Педагогическая находка. Конспект НОД по познавательному развитию «День рождения ложки» КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «День рождения ложки». Тема: «День рождения ложки».

Методическая разработка игр для детей во второй младшей группе «Педагогическая находка»Методическая разработка игр для детей во второй младшей группе «Педагогическая находка» Смирнова Екатерина Николаевна Педагогическая находка. Методическая разработка игр для детей во второй младшей группе. Муниципальное бюджетное.

Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано. Из опыта работы Хатхе Сима Айдамировна Преподаватель фортепиано Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Афипсипская детская школа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Из опыта работы «Педагогическая находка»
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 17:03
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД