Педагогическая техника «Сторителлинг»

Анастасия Игонина
Педагогическая техника «Сторителлинг»

Сторителлинг, или рассказывание историй — широко распространенная на Западе техника убеждения. Наука или искусство влияния на аудиторию с помощью устного рассказа.

История, вплетенная в ткань повествования, выступления или доклада, может использоваться как аргумент для убеждения публики в своей пригодности для определенной должности или правоте своей позиции. История используется как способ вызвать доверие у аудитории. Или способ заставить поверить аудиторию в реальность воплощения идеи докладчика. Разница между приведением примера и сторителлингом заключается в эмоциональной окраске рассказа и в его деталях.

Сторителлинг как явление – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов

Сторителлинг – педагогическая техника, заключающаяся в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают конкретную информацию: правила, теорию или что-то другое, представленную в насыщенной форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования историй.

Цифровой сторителлинг - вид сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).

Виды сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него что-то произошло». Таким образом повышается интерес ребёнка к ситуации. Это классический сторителлинг.

2. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера предлагаются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями. Дети предлагают пути выхода из ситуации и анализируют их. Может быть и классическим, и активным

3. Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или, когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире. Ребенок принимает на себя роль и моделирует ситуацию, возможно, опираясь на помощь друзей, и ищет выход. Активный сторителлинг.

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решения проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике. Это активный сторителлинг.

При использовании активного сторителлинга дети могут:

создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям взрослого;

моделировать различные ситуации и искать пути выхода;

анализировать истории самостоятельно или со взрослым.

Наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при создании истории для детей.

1. Учитывать их возрастные особенности, интеллектуальный, эмоциональный и духовный уровень развития. Рассказывать истории доступным для детей языком, и это должно быть интересно.

2. В истории должен быть определенный персонаж или герой, обладающий особенными чертами характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Мы уже говорили, что в истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто угодно или что хотите, даже крючок в раздевалке, если нам нужно научить детей им пользоваться.

3. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию. История должна вызывать чувства сопереживания представленным персонажам, позволяя ребенку представить себя на его месте.

4. Можно пояснить перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей. Сослаться на то, что подобная история происходила с другими детьми, педагогами, бабушками или дедушками.

5. Можно использовать открытые вопросы в адрес детей, которые привлекают детей к участию в рассказанной истории.

6. Необходимо добавлять эмоциональный фон к фактам. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.

Достоинства сторителлинга:

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить образовательную деятельность.

2. Он позволяет заинтересовать любого ребенка в происходящем действии.

3. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

4. Техника сторителлинга развивает фантазию, логику, обогащает устную речь.

5. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации.

6. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Активный сторителлинг.

Мы разобрали, как учить детей с помощью историй, то есть в роли рассказчика выступал педагог. Сейчас обратимся к тому, как научить детей рассказывать истории.

Как один из вариантов активного сторителлинга рассматривают использование карт Проппа. То есть сейчас мы будем говорить про историю и сказку одновременно, скорее, про сочинительство.

Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов.

I. Познакомить детей со сказкой как жанром и объяснить общую структуру, то есть завязка (приглашение в сказку, повествование, развязка.

II. Чтение и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

III. Пересказ с опорой на карты.

IV. Сочинение на основе карт. Для этого отбираются 5-8 карт, придумывается главный герой, его союзники, противники и т. д.

Другим способом научить сочинительству, но уже историй, а не сказок служит методика составления рассказов по сюжетным картинкам. Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но при творчестве историй таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Ай да техника! Вот так техника!»Фотоотчет «Ай да техника! Вот так техника!» Сегодня, когда мы вышли на прогулку, малыши пришли в восторг от увиденного! Прямо напротив нас работала техника, да еще какая! Малыши наблюдали,.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Эссе «Моя педагогическая деятельность» Каждый человек определяет свой жизненный путь сам. Когда спрашивают: «Почему вы выбрали профессию педагога?», отвечаю очень лаконично: «По.

Эссе «Моя педагогическая философия!» Эссе «Моя педагогическая философия». «Каким должен быть воспитатель, Конечно, добрым, должен быть! Любить детей, любить ученье. Свою профессию.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе "Моя педагогическая философия" Нет благородней и почетней в мире дела, Чем дело это - любить и радовать детей. Итак, пришло время.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Аксиома, не требующая доказательств – ребенок изначально приходит в этот мир с хорошими задатками, со своей великой миссией сделать этот.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» «Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Мой путь к работе воспитателя начался, как мне кажется, уже с первого посещения мною детского сада в качестве маленькой девочки. Там,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Душа каждого ребенка – это уникальный и неизведанный мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты, стремления.

Эссе «Педагогическая философия» В выборе моей профессии немаловажную роль сыграла моя мама. Она была преподавателем английского языка, и некоторое время работала воспитателем.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая техника «Сторителлинг»
Опубликовано: 11 марта 2020 в 18:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки