Получи документы

Педагогическая этика как основа педагогической культуры

Наталия Уварова
Педагогическая этика как основа педагогической культуры

Педагогическая этика как основа педагогической культуры

«Только личность может действовать

на развитие и определение личности,

только характером можно образовать характер».

К. Д. Ушинский

Проблема педагогической этики как основы педагогической культуры становится все более актуальной в современном мире. Ведь именно культура, по словам П. А. Флоренского, является «средой растящей и питающей личность».

Публикация «Педагогическая этика как основа педагогической культуры» размещена в разделах

Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога. Ее главное назначение - способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт и знания.

В современной педагогической науке нет общепринятого определения педагогической культуры, авторы понимают ее с различных точек зрения.

Педагогическая культура педагога - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Но обучение и воспитание, ориентированное на личность ребенка, возможно лишь при условии сформированности у современного педагога высокого уровня развития педагогической культуры. Педагог не только передает свои знания, но и воспитывает будущее поколение, поэтому, можно утверждать, что основой педагогической культуры является этика.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. В основе этики педагога лежат гуманистические ценности: доброта, любовь к детям, доверие, понимание позиции другого, стремление к саморазвитию и самоактуализации, открытость к новому опыту и др.

«Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С. И. Ожегов).

Педагогическая этика выступает отдельной и очень важной характеристикой работы педагога и его личности, определяя систему критериев оценки его поступков и поведения.

В трудах В. А. Сухомлинского подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической этики внесли В. И. Андреев, Д. А. Белухин, Т. В. Мишаткина, В. И. Писаренко и И. Я. Писаренко, П. К. Холмогорцев, В. Н. Чернокозова и И. И. Чернокозов. Они описывали, что нравственное сознание педагога формируется, по существу, также стихийно, как и любого другого члена общества. Оно соответствует времени. На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз.

Развитие профессиональной нравственности в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.

Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки, который изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Гуманистическая природа педагогической этики имеет значение для правильной постановки педагогом задач, выбор форм и методов обучения, помогает отыскать правильную линию в каждой уникальной ситуации деятельности.

Конечно же, новые задачи, которые ставятся перед педагогом в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и не эффективное. В нашем дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия (консультации, круглые столы и др.) при подготовке к педагогическому совету «Педагогическая этика в дошкольном учреждении». Ведь педагогический совет – это площадка, где проявляется новаторство каждого педагога, осуществляется поиск решений проблем и обобщение опыта.

В настоящее время возрастает значение педагогической этики как основы педагогической культуры. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональной подготовки педагога. Успешно решать сложные задачи воспитания и обучения может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Таким образом, совершенно очевидно, что этика играет главенствующую роль в профессиональной деятельности педагога.

Для педагога важно умение правильно создавать систему педагогических условий для воспитания и обучения подрастающего поколения.

Литература:

1. Белухин Д. А. Педагогическая этика : желаемое и действительное / Д. А. Белухин. М. : МПСИ, 2007. – 123 с.

2. Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика : учеб. пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2010. – 155 с.

3. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т. В. Мишаткина. Ростов н/ Дону: Феникс; Мн. : ТетраСистемс, 2004. – 304 с.

4. Наумчик, В. Н. Этика педагога : учеб. -метод. пособие / В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко. – Мн., 1999. – 216 с.

5. Ожегов С. И, Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М. :Азбуковник, 1997. – 944 с.

6. Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности. https://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-deyatelnosti-2.html

Публикации по теме:

Доклад на педагогическом совете Педагогическая наука. «Развитие педагогической профессии в современном обществе» Народная мудрость • Учись, поколе хрящи не срослись (рус.) • Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование (япон.). • Учиться и в шестьдесят.

Конспект занятия для средней группы «Воспитание культуры правильного питания — основа ЗОЖ». Конспект занятия для средней группы «Воспитание культуры правильного питания – основа ЗОЖ». Задачи: 1. Познакомить детей с понятием, что.

Моя педагогическая концепция «Воспитание экологической культуры дошкольников» МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Воспитание экологической культуры дошкольников» 1слайд Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы,.

Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС ДО Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных.

Педагогическая реклама для воспитателей «Экологическая сказка как фактор успешного развития экологической культуры» Я рада Вас приветствовать в этот хороший солнечный день. Меня зовут Екатерина Валерьевна и я представляю агенство «Подари природе жизнь».

Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.

План «Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры дошкольников в соответствии с ФГОС до» Цель:Сформированность положительных тенденций,обобщение новаторского опыта педагогов в организации работы по экологическому воспитанию детей.

Повышение педагогической культуры родителей в группах семейной логопсихотерапии Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление личности заикающегося дошкольника оказывает семья. В ней формируются.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей.

Типичные уровни проявления педагогической культуры педагога Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, она объединяет педагогику и культурно-исторический опыт, регулирует педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая этика как основа педагогической культуры
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 19:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД