Лучший педагог года

Педагогические технологии в развитии речи детей логопедической группы

Анна Долженко
Педагогические технологии в развитии речи детей логопедической группы

Педагогические технологии в развитии речи детей логопедической группы

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам использования педагогических технологий в развитии речи детей логопедической группы.

Публикация «Педагогические технологии в развитии речи детей логопедической группы» размещена в разделах

Ключевые слова: педагогические технологии, развитие речи, дошкольники, логопедическая группа.

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать, пользоваться языком, развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Л. Е. Журова, Ф. А. Сохин и др.).

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития (А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. С. Мухина, С. Л. Рубенштейн и др.).

Между тем, работая в логопедической группе, я заметила, что необходимо продолжать коррекцию речевых нарушений, закреплять навыки правильной речи, реализовывать рекомендации, данные логопедом. Потому что только ежедневная речевая практика, педагогическое сопровождение детей и их родителей будет являться эффективным средством развития речи у дошкольников.

Среди эффективных педагогических технологий, которые мной используются в педагогической практике, можно назвать, кинезиологические упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастики, пропевание песенок, повевок для нормализации речевого дыхания. С неговорящими детьми использую карточки PECS.

Остановимся более подробно на этих методиках.

Карточки PECS это система коммуникации и развития речи. В данном случае используется набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями. Карточки PECS позволяют обеспечить начальный процесс коммуникации с неговорящими детьми. С помощью данных карточек вводятся различные слова, осуществляется выяснение желаний ребенка, когда ему предлагают картинки различных действий. Сам ребенок начинает выступать активным партнером по общению, когда выбирает ту или иную карточку. Главное, что позволяет достичь система альтернативной коммуникации – это то, что ребенок начинает понимать, как речь ему необходима.

Карточки PECS мной используются для развития словарного запаса дошкольников. Такие задания, как «Расскажи, что нарисовано», «Отбери предметы мебели», «Расскажи о своем режиме дня» помогают сформировать навыки связной речи у детей.

Эффективным средством развития речи у детей логопедической группы является артикуляционная и дыхательная гимнастика, Артикуляционная гимнастика улучшает подвижность языка, губ, которые участвуют в произношении звуков. На каждом я занятии я использую один или два упражнения артикуляционной гимнастики («Лягушка», «Мячик», «Часики»).

Мной разработаны игры на развитие силы выдоха. Например, настольный футбол, когда необходимо сдуть шарик. Или используется игра «Лодочки», в ходе которой дети дуют на кораблики, запущенные в тазике с водой. На занятия приходит к детям петушок, на хвост которого дети дуют, чтобы петушок заговорил и загадал детям загадку.

В своей практике я также использую пропевание песенок, повевок для нормализации речевого дыхания. Дети охотно напевают песенки в режимных моментах. Для этого не нужны специально разученные песни. Свои действия, обращение к ребенку, просьбы и призывы я часто не проговариваю тестом, а пропеваю, повторяя несколько раз слова или рифмуя их. Например, «Давайте собираться на улицу гулять. Давайте одеваться, пойдем скорей гулять 9пою высоко). Пойдем скорей гулять (пою низко). Сейчас пойдем гулять (пою все медленнее». Последние фразы проеваю с раной интонацией, разным тембром или с разным ритмом. Дети очень хорошо прислушиваются к моему голосу. У них развивается фонематический слух. И очень часто я слышу, как дети мои песеники пропевают без фонетических искажений. Свой метод я рекомендую и родителям. Прошу их петь вместе с ребенком, петь ему на ночь, петь небольшие попевки и использовать пение вместо прозаической речи.

Хорошо зарекомендовали себя кинезиологические упражнения, которые обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, активизации мыслительной деятельности у дошкольников. Замечено, что применение некоторых упражнений, активизирует память и мыслительные процессы, запускается речь у неговорящих детей. Дети дошкольного возраста проводят время в игре и движении, тем самым они познают окружающий мир. Таким образом, движение выступает неотъемлемой частью жизни и обучения.

Обучение, основанное на движении, подразумевает включение в образовательный процесс, структурированных и целенаправленных движений, которые будут благоприятно воздействовать на развитие головного мозга. А ведь, если развит мозг, значит, и развиты все сопутствующие обучению познавательные процессы, в том числе и речь.

Реализовывать обучение через движение помогает метод образовательной кинезиологии. Он включает в себя простые в исполнении упражнения, построенные на двигательной активности.

Кинезиологические упражнения я провожу как в свободное время, так и на всех занятиях в качестве физкультминуток.

Очень полезны для детей с речевыми нарушениями растяжки и потягивания. Такие упражнения, как «Дерево», «Слон», «Сова», «Тянем потянем» снимают мышечные зажимы, улучшают подвижность суставов и сухожилий, а это благотворно сказывается на работе мозга. Улучшается память, мыслительные процессы, запускаются речевые механизмы.

Например, упражнение «Думающий колпак» проводится путем массирования мочек уха. Такое упражнение развивает слух у ребенка, он начинает лучше различать звуки. При этом улучшается работоспособность и запоминание, так как усиливается кровоснабжение головного мозга.

Следующее упражнение «Энергетическая зевота» также улучшает обучаемость детей и повышает их энергетический потенциал. Необходимо сделать зевок и помассировать напряженные участки лица, при этом язык лучше всего прижать к верхнему небу и издать приятный протяжный звук. Это упражнение активизирует мозг для улучшения сенсорного восприятия и моторной функции глаз и мышц, отвечающих за вокализацию и жевание. Регулярное выполнение этого упражнения способствует коррекции звукопроизношения у детей.

Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия: упражнения проводятся ежедневно, без пропусков; проводятся в доброжелательной обстановке; кинезиологические упражнения сопровождаются небольшим четверостишьем, занимательным сюжетом или проводятся в форме игры.

Использование кинезиологических упражнений с детьми логопедической группы способствует не только развитию умственных способностей у дошкольников, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Для того чтобы заинтересовать детей проводимой работой по развитию речи необходимо шире использовать игровую деятельность, например, настольные дидактические игры, речевые игры, театрализованные игры с резиновыми игрушками или фигурками, вылепленными из пластилина. Для всей группы можно проводить квест-игры с различными заданиями от сказочных персонажей. В целом игры усилят мотивацию детей и будут более эффективно способствовать нормализации развития речи.

Педагогические технологии в развитии речи детей логопедической группы необходимо применять комплексно, учитывая индивидуальные возможности и психологические особенности детей, оказывая их психолого-педагогическую поддержку, обеспечивая тесное взаимодействие с родителями.

Список литературы

1. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.

2. Харламова Д. А. Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Совушка. 2018. N2(12). URL : https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ ( дата обращения: 01.03.2021).

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические технологии в развитии речи детей логопедической группы
Опубликовано: 8 февраля 2022 в 07:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД