Папки-передвижки

Педагогические условия литературного образования детей среднего дошкольного возраста в проектной деятельности

Валентина Михайловна Шестакова
Педагогические условия литературного образования детей среднего дошкольного возраста в проектной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОО, открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Публикация «Педагогические условия литературного образования детей среднего дошкольного возраста в проектной деятельности» размещена в разделах

Работу над проектом мы начинаем с цели. Исходя из потребностей и интересов ребенка мы перед собой сперва ставим цели. Далее, вовлекаем дошкольников в решении проблемы. Намечаем план движения к цели, при этом поддерживая интерес детей и родителей. Обсуждается план с семьями на родительском собрании. За рекомендациями обращаемся к специалистам ДОО. Вместе с родителями и с детьми составляем схему и план проведения проекта. Собираем информацию, материал, проводим занятия, игры, поездки, наблюдения – это мероприятия основной части проекта. Даем домашние задания детям и родителям. Также поощряются самостоятельные творческие работы детей и родителей. В заключительной части организуем презентацию проекта (это может быть праздник, занятие или досуг) составляем книгу, альбом совместно с детьми.

Используя метод проектов в работе с детьми, необходимо помнить, что проект — это продукт сотрудничества педагогов, детей и родителей. Поэтому тему проекта, его форму и подробный план действия разрабатываем коллективно.

В целях повышения уровня литературного образования дошкольников, мы составили проект для детей среднего дошкольного возраста «Весна-красна».

Цель данного проекта : формировать интерес детей к произведениям художественной литературы, расширять и обогащать знания о весенних изменениях в живой и не живой природе, развивать умение сравнивать различные периоды весны, формировать радостное отношение к пробуждению природы.

Для достижения цели поставили перед собой задачи:

1. Формировать потребность в чтении, как источнике новых знаний об окружающем;

2. Воспитывать бережное отношение к книге;

3. Устанавливать простейшие связи с наступлением весеннего времени года и поведением птиц, состоянием растений;

4. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

5. Развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки;

На наш взгляд, технология проектной деятельности позволяет наилучшим образом реализовать все поставленные задачи.

Реализация всех этапов проекта невозможна без совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса : воспитателей, детей, родителей. Появление общих интересов у родителей и детей, создание творческих работ, осознание своего места и своей роли в общей деятельности позволяют решать задачи нравственного, а также, трудового воспитания, развивать коммуникативные навыки.

На первом этапе проекта мы провели адаптированную диагностику и игру «Интервью». Результат этих методик привел к выводу, что важно организовать проект. И в рамках данной проблемы реализовать часть проекта в работе с детьми.

В ходе подготовки к проекту мы провели беседу с детьми на тему: «Что такое книга? Где живут книги?», таким образом, обеспечив вхождение детей в проблему данного проекта, принятие его цели и задач. А также, в ходе данной беседы дети имели возможность расширить и закрепить знания о книгах, их тематике, значении, оформлении, познакомиться с пословицами и загадками о книге, заявить свое желание участвовать в проекте.

Основной этап работы был связан с темой нашего проекта «Весна - красна» и посвящен знакомству с произведениями известных писателей о весне.

После процесса чтения и знакомства дети рассматривали иллюстрации, что также расширило представление детей о книжной графике, о сложности труда писателя, а также художников - иллюстраторов и последовательности их работы над иллюстрацией.

В ходе проекта дети занимались лепкой, рисованием, аппликацией. Во всем этом дети проявили свою фантазию и творчество, аккуратность при работе.

А также были проведены наблюдения за явлениями природы на прогулке. Организация наблюдений по темам прочитанных художественных произведений помогли обогатить впечатления детей по теме проекта. Все это способствовало созданию совместной творческой работы детей и родителей по сочинению сказок и стихотворений о весне.

Мы заметили, что в результате проведенной работы у детей повысился интерес к произведениям, активизировалась потребность в чтении, узнавании нового. Дети получили знания о книге, как о комплексе искусств.

Для осуществления проектной деятельности, направленной на развитие личности ребенка, предлагаем следующие рекомендации:

1. Элементы проектной деятельности включить с младшего дошкольного возраста. Например, в младшей группе можно предложить детям изготовить дома вместе с родителями сказочных героев для театрализации и в детском саду их обыграть.

2. Проект необходимо начинать осуществлять сразу после выбора темы, пока не угас интерес детей к ней. Сильна мотивация к работе, потому что интересы дошкольников ситуативны, у них не сформирована способность работать целенаправленно и долго в одном направлении.

3. Создать предметно - стимулирующую среду для проявления и возникновения игровых, познавательных и творческих интересов детей :

- организовывать выставку творческих работ детей по мотивам известных им литературных произведений;

- презентовать принесенные книги детьми из дома;

- применять материал для настольных игр, игр-драматизаций и других по художественным произведениям;

- книжный уголок оформлять по всем требованиям: в соответствии с возрастом детей; с иллюстрациями; с портретами авторов.

- организовать постоянную сменяемость материала в книжном уголке;

- составить фонд работ художников-иллюстраторов детских книг и активно использовать работе с детьми.

4. Задания для детей должны предусматривать использование ими знакомых знаний в сочетании с новыми, так как знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное стимулирует к новым знаниям.

5. Перед организацией работы над проектом нужно заранее познакомить детей с проблемой. Потому что, некоторые проекты редко связаны с реальной детской практикой, идеи проектов задаются часто взрослыми без учета детских потребностей и интересов.

6. А также, проводить работу с родителями по определению значимости проектной деятельности перед ребенком в семье. Ему важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, а также ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя. Важно говорить с родителями о значении литературного образования дошкольников, и привлекать их к этому процессу.

7. В режиме дня детей в детском саду, нужно выделить время для осуществления той части проекта, которую педагог готовит вместе с детьми. И этого времени должно быть достаточно чтобы ребенок подумал над возникшей ситуацией, смог обсудить со взрослыми и детьми возникшую проблему, подобрал материалы, осуществил выбор, находил наиболее эффективные способы реализации и, наконец, чтобы довел начатое дело до конца.

8. Создавать благоприятную среду обитания на основе соблюдения принципа приоритетности прав ребенка. Недопущение насилия и эксплуатации над ребенком путем его вовлечения в разнообразную деятельность.

9. Педагогу надо четко выстраивать стратегию руководства над проектом (сотворчество с детьми, постоянная демонстрация заинтересованности в проекте, отсутствие авторитаризма, педагогическая поддержка - подсказка, в успехах каждого и др.).

В целях повышения уровня литературного образования дошкольников мы составили план проектной деятельности в средней группе, в которой предполагается участие педагогов, детей и родителей.

С этой целью нами был разработан проект на тему : «Весна-красна», направленный на активизацию литературного образования детей среднего дошкольного возраста.

Работа в основной части проекта направлена на обогащение впечатлений детей, расширение их словарного запаса, реализация творческих задумок детей в сочинении произведений о весне. Это работа в течение четырех недель была подчинена разным темам, эти темы были реализованы в таких формах работы как чтение художественной литературы, наблюдения за объектами природы, игры, а также продуктивных видах деятельности.

Итогом всей этой четырехнедельной работы стала презентация книги, которую составили сами дети нашей группы. Произведения детей получились очень красочными и интересными.

Самостоятельное составление сказок, стихотворений пополняет знания детей об окружающем мире, развивает связную речь, творческие способности детей, трудолюбие, самоконтроль, аккуратность и ответственность. И активную помощь детям при составлении сказок, рассказов, а также стихотворений оказывали родители. Они помогали дома составить и записать сказку. Также при совместном создании книг у детей формируются межличностные отношения и навыки учебной деятельности.

В жизнь детей вносится элемент созидания. Дети видели плоды своего труда, бережное и внимательное отношение к их работам со стороны воспитателей и родителей. Для любого ребёнка важно осознать, что он сам смог что-то сделать, участвуя в общем деле. Это способствует повышению самооценки, повышает его значимость в своих и чужих глазах, способствует развитию ребёнка как личности.

Первой совместно созданной книгой детей средней группы «Звездочки» стала именно книга «Весна - красна».

На занятиях по изобразительной деятельности детям было предложено к придуманному рассказу нарисовать сюжетные картинки (иллюстрации). Дети поддержали эту идею и увлечённо рисовали, выбирая интересующий их сюжет и стараясь охватить все события рассказа, сказки или стихотворения. Данные занятия помогли детям задуматься о том, как передать эмоциональную окраску сюжета, выразить в рисунке динамику событий.

В результате были отобраны лучшие рисунки детей и помещены в книге.

Изготовление этой книги доставило истинное удовольствие детям. Они с удовольствием рассматривали книгу, вспоминали о том, кто и как их делал. Дети с гордостью демонстрировали результаты своего труда сверстникам.

Книге, созданной детьми, мы отвели в группе специальное место в книжном центре, а также каждому ребенку, участвовавшему в создании книги, подарили по одному экземпляру.

В результате реализации данного проекта дети расширили словарь по различным темам, проявили творчество в сочинении стихотворений, рассказов и сказок, создании иллюстраций для оформления книги. А самое главное – дети научились искусству общения друг с другом. Надеемся, что все полученные умения очень пригодятся нашим детям в дальнейшем.

В завершении проектной работы с целью проверки эффективности используемых методов и форм работы ДОО с семьей, были предложены те же самые анкеты, что и в начале исследования.

Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашей дошкольной организации, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности : проявляют творческую активность; самостоятельны и гибки в принятии решений; сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач; осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

Литература :

1. Методические рекомендации для педагогов. — Текст : электронный // reftop.ru : [сайт]. — URL : https://reftop.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-vipolneniya-i-zashit-v2.html?page=3 (дата обращения : 19.05.2020)

2. Дипломная работа "Организация взаимодействия доо и семьи посредством проектной деятельности". — Текст : электронный // nsportal.ru : [сайт]. — URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/06/25/diplomnaya-rabota-organizatsiya-vzaimodeystviya-doo-i-semi-po (дата обращения : 18.05.2020).

3. Дипломная работа "Проектная деятельность как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи". — Текст : электронный // infourok.ru : [сайт]. — URL : https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-proektnaya-deyatelnost-kak-forma-vzaimodeystviya-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizacii-i-semi-1296166.html (дата обращения : 19.05.2020).

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия литературного образования детей среднего дошкольного возраста в проектной деятельности
Опубликовано: 21 мая 2021 в 03:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД