Папки-передвижки

Педагогический опыт по теме «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

Ирина Таран
Педагогический опыт по теме «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

Педагогический опыт работы

по теме : «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

Автор опыта :

учитель-логопед

Таран Ирина Витальевна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…. 3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном

Публикация «Педагогический опыт по теме „Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе“» размещена в разделах

учреждении и муниципальном образовании. …. …4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…. 4

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. …. 6

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…. 8

3.2. Актуальность педагогического опыта…. 11

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте… 12

3.4. Результативность педагогического опыта…. 12

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта… 13

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…. 14

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта…. 17

4. Выводы. …. 22

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

Важнейшая задача ДОУ — охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровье сберегающего поведения детей, построенного на их активности. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное детство – самый благоприятный период для развития речи, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей начиная с раннего возраста является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду. Чаще всего от того, насколько физически активен ребенок, зависит и более раннее развитие его речи. Недостаток двигательной активности может привести к патологическим изменениям нервной системы. Регулярность и правильность организованных занятий с детьми повышают уровень двигательной активности и имеют оздоровительное значение. Искусству сохранения и укрепления здоровья на фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации» необходимо уделять как можно больше внимания. Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения – дело государственной важности. Большую роль в решении этой задачи играют ДОУ, являясь первой ступенью общей системы образования. Всестороннее обследование двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании в физическом развитии. К ним относится гипер или гиподинамия, нарушение общей и ручной моторики, дискоординация движений, заметное отставание в показателях основных физических качеств, нарушение ориентировки в пространстве, осанке и др. Речевой дефект в ряде случаев приводит к задержке психического развития. Патология в психической сфере прежде всего проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Своеобразно поведение детей данной категории: им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или заторможенность, апатичность, чувство ущемленности. Нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

В современных программах стали предлагаться новые здоровье сберегающие технологии : «Развивающая педагогика оздоровления» Ю. Ф. Змановского, Т. В. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, программно- методические пособия Е. А. Мастюковой, Г. А. Бутко и др. Все это говорит о том, что стратегия воспитания здорового ребенка перестала быть только медицинской проблемой. Еще Е. А. Аркин в своих работах указывал на единство медицинских и педагогических подходов к оздоровлению, отмечая огромное влияние на здоровье ребенка. В процессе воспитательно – оздоровительной работы в ДОУ реализация потребностей в движении у ребенка происходит при помощи подвижных игр, обеспечивающих двигательное развитие, радость, эмоциональный подъем.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Базой моей опытно-экспериментальной работы является МДОБУ № 2

г. Новокубанска. В настоящее время в детском саду много детей с нарушениями речи, и полноценная подготовка детей к обучению в школе во многом зависит от работы логопеда.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Под звуковым анализом понимается:

1)определение порядка слогов и звуков в слове,

2)установление различительной роли звука,

3)выделение качественных основных характеристик звука.

Фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Работа над данной проблемой ведется с 2014 года по настоящее время на базе МДОБУ № 2 г. Новокубанска. В 2014-2015 учебном году на момент начала работы было 16 детей старшего дошкольного возраста и 15 детей из подготовительных к школе групп, с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В 2015-2016 учебном году 13 детей группа компенсирующей направленности с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и выражена в речи детей различным образом:

• заменой звуков более простыми по артикуляции;

• трудностями различения звуков;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у многих детей нарушены просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является:

• недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменять нечетко произносимым смягченным звуком [ш];

• смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба, а при усложненных вариантах речи взаимно замещает их;

• замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаёт потбим тами»«Самолет построим сами»);

• искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.

Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.

У детей с фонетическим нарушением речи нарушено звукопроизношение при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Наблюдаются расстройства отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства проявляются:

• в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

• в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т. д.

Далее, мною была поставлена цель: создать условия для развития речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить :

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.

7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

11. Комплексная система закаливания детей.

В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни : проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии : кинезиология, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Актуальность педагогического опыта заключается в том, что на современном этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей. Сохранение и укрепление здоровье дошкольников возможно путем применения здоровьесберегающих технологий. Инновационные воздействия в деятельности учителя-логопеда и воспитателя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

В создании педагогического опыта опиралась на научные исследования практические материалы, которые накоплены в области коррекционно-логопедического развития дошкольников.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Здоровьесберегающие технологии помогают в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений. Проводимая мной работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки (пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи);

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

• Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

За период сентябрь 2014 - май 2016 год наблюдается положительная динамика по устранению дефектов произношения у детей логопатов, формирование фонематических процессов, совершенствование просодической стороны речи, формирование навыков пользования лексически и грамматически правильной речью, подготовке к обучению грамоте.

Учебный год месяц Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

2014-2015 октябрь 0% 80% 20%

май 67% 33% 0%

2015-2016 ноябрь 0% 62% 38%

май 61% 31% 8%

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - создание условий для развития речи детей

с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ. Организуя работу по коррекции речи при помощи здоровьесберегающих технологий ставятся следующие задачи:

1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты:

• правильное речевое дыхание у детей;

• сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

• положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

• отсутствие напряжения и скованности у детей;

• улучшение соматического здоровья детей-логопатов;

• использование педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

В практической деятельности применяю следующие здоровьесберегающие технологии :

• Артикуляционная гимнастика;

• Дыхательная гимнастика;

• Развитие общей моторики (физминутки);

• Пальчиковая гимнастика;

• Самомассаж;

• Релаксация;

• Психогимнастика;

• Биоэнергопластика.

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:

1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.

2 этап - постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.

3 этап - автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

4 этап - дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

4. Выводы.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушением речи. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.

Практический опыт работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить следующие задачи:

• Способствует повышению речевой активности;

• Развивает речевые умения и навыки;

• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;

• Активизирует познавательный интерес;

• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Публикации по теме:

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт по теме «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
Опубликовано: 17 июля 2020 в 22:14
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД